Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583686-6 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Одним из важнейших вопросов по реализации Доктрины продовольственной безопасности является проблема безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. В этой связи проблемы безопасности окружающей среды и здоровья населения при обращении с пестицидами, агрохимикатами и биологическими отходами сельского хозяйства требуют безотлагательного решения.
Вместе с тем у специалистов, занятых в области сельскохозяйственного производства, в том числе экспертов в сфере обеспечения химической безопасности, вызывает недоумение тот факт, что в связи с внесением Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" федеральные органы исполнительной власти, в частности Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), лишились права надзора за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, за соблюдением их применения, а также надзора за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации, и контроля за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов). За Россельхознадзором сохранен надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами только при осуществлении ветеринарного надзора, то есть за кормами и продукцией животного происхождения, а также за использованием пестицидов в животноводческих помещениях и против внешних паразитов животных.
В результате принятия изменений создался уникальный прецедент, когда государственные органы в области управления сельскохозяйственным производством не осуществляют надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.
При этом данным видом контроля в других странах занимаются государственные органы. Так, в Республике Беларусь - Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений, в Аргентине - Национальная служба здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентинской Республики, в Чили - Национальная служба по сельскому хозяйству и продовольствию Республики Чили, в странах-членах Евросоюза контроль за безопасным обращением пестицидов осуществляют аналогичные Россельхознадзору службы, государственные инспекции, комитеты, подведомственные министерствам сельского хозяйства. В рамках членства в ВТО в условиях отсутствия контрольных функций за использованием пестицидов и агрохимикатов Российская Федерация не сможет должным образом обеспечить выполнение базовых принципов ВТО (эквивалентность, транспарентность, научная обоснованность). Такое положение, по мнению депутатов Законодательного Собрания Приморского края, недопустимо и его необходимо менять.
Вместе с тем Россельхознадзор, в том числе Управление по Приморскому краю и Сахалинской области, до вступления указанных поправок в действие эффективно осуществлял государственный надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. Начиная с 2004 года на всей территории Российской Федерации была создана сеть испытательных лабораторий и центров, оснащенных современным лабораторным оборудованием, подготовлены высококвалифицированные специалисты в данной области. Нельзя игнорировать тот факт, что эта работа была составной частью системы обеспечения химической и продовольственной безопасности страны.
Полагаем, что принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" позволит обеспечить применение на территории Российской Федерации только зарегистрированных и внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, а также соблюдение регламентов их применения, исключит применение контрафактных и сфальсифицированных пестицидов, позволит определять остаточные количества действующих веществ пестицидов как в выращенной продукции растительного происхождения, так и в почве, исключит порчу земель сельскохозяйственного назначения, обеспечит гарантию безопасности и качества сельскохозяйственной продукции, выращенной на территории России в целом и Приморского края в частности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.