Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 587118-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. N 2-П.
Статьей 4 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся инвалидами Великой Отечественной войны и инвалидами боевых действий (далее - инвалиды войны), имеющих право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации.
До 1 января 2000 г. к инвалидам войны относились в том числе лица, привлекавшиеся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных в этот период.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" был скорректирован период привлечения указанных лиц к разминированию и уточнен перечень органов и организаций, привлекавших граждан к разминированию.
Изменение указанного периода препятствует наделению граждан, привлекавшихся к разминированию и получивших повреждение здоровья, повлекшее инвалидность, в период до февраля 1944 г., правовым статусом, в полной мере отражающим степень жертв и лишений, понесенных ими в связи с исполнением долга по защите Отечества, ограничивает права этих лиц на социальную защиту по сравнению с теми, кто получил повреждение здоровья при проведении тех же работ после февраля 1944 г.
Конституционный Суд Российской Федерации признал подпункт 5 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в которой он не позволяет относить к инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при проведении указанных работ ранее февраля 1944 г.
Законопроект предусматривает отнесение к инвалидам войны указанных лиц начиная с 22 июня 1941 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах"
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее - Указ).
По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в настоящее время в Российской Федерации проживает 271 гражданин, в годы Великой Отечественной войны привлекавшийся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 г. по февраль 1944 г., и ставший инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период.
В соответствии с указанным Федеральным законом инвалиды войны, в частности, имеют право на оплату в размере 50% жилых помещений и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату, размер которой с 1 апреля 2014 г. составляет 4247,84 рубля.
Расходы федерального бюджета в среднем по Российской Федерации на одного человека в месяц на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - 661 рубль.
Среднее количество членов семей, совместно проживающих с гражданами, которые будут иметь право на указанные меры социальной поддержки, - 3 человека.
Объем средств федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2015 году составит: (271 х 3) х 661 х 12 = 6448,72 тыс. рублей.
В 2016 и 2017 годах (с учетом индексации на установленный Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" уровень инфляции на 2016 и 2017 годы - 4,5%) объем средств федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составит 6738,9 тыс. рублей и 7042,2 тыс. рублей соответственно.
Ежемесячные денежные выплаты (далее - выплата) инвалидам войны с 1 апреля 2014 г. установлены в размере 4247,84 рубля в месяц.
В соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции на соответствующий финансовый год размер выплаты составит с 1 апреля 2015 г. 4460,23 рубля, с 1 апреля 2016 г. - 4660,94 рубля, с 1 апреля 2017 г. - 4870,68 рублей. Объем средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты в 2015 году составит 14 331,99 тыс. рублей, в 2016 году - 14 994,2 тыс. рублей, в 2017 году - 15 668,94 тыс. рублей.
Указом установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 1 мая 2005 г. инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в размере 1000 рублей. Объем затрат за счет средств федерального бюджета на осуществление указанной выплаты составит в 2015 - 2017 годах 3252 тыс. рублей ежегодно.
Таким образом, общий объем затрат за счет средств федерального бюджета на осуществление мер социальной поддержки лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 г. по февраль 1944 г. и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период, составит в 2015 году - 24 032,71 тыс. рублей, в 2016 году - 24 985,1 тыс. рублей, в 2017 году - 25 963,14 тыс. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.