Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 589385-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г."
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г. (далее - Соглашение) заемщику предоставлен государственный финансовый кредит в объеме 2 500 млн. евро на цели рефинансирования в 2011 и 2012 годах платежей по государственному долгу Республики Кипр.
В соответствии с Соглашением задолженность Кипра подлежит погашению единовременным платежом 1 июля 2016 г., процентная ставка за пользование кредитом - 4,5% годовых.
В конце 2012 года власти Республики Кипр обратились к руководству Российской Федерации с просьбой уменьшить финансовую нагрузку на государственный бюджет из-за резкого ухудшения финансового положения Республики. Фактически речь шла о реструктуризации задолженности по государственному кредиту, предоставленному в соответствии с Соглашением.
По результатам двусторонних консультаций согласованы следующие условия реструктуризации кипрской задолженности:
- перенос срока погашения задолженности по основному долгу с 2016 года на период 2018 - 2021 годов;
- уменьшение процентной ставки с 4,5 до 2,5% годовых.
Условия реструктуризации учитывают просьбу кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет Республики в предстоящие годы. Вместо единовременного платежа в 2016 году в сумме 2,5 млрд. евро в погашение основного долга соответствующие выплаты, причитающиеся от должника в период 2018 - 2021 годов, составят 625 млн. евро в год.
Как представляется, договоренности о возврате России предоставленных Кипру ресурсов в течение более длительного периода по сравнению с оригинальными условиями отражают разумный компромисс, учитывая необходимость, с одной стороны, оказать Республике финансовую помощь, а с другой - сохранить долговые требования к этому суверенному дебитору.
Согласованный с кипрской стороной новый уровень процентной ставки по кредиту меньше текущей стоимости заимствований России на международном рынке капитала в евро на сопоставимый срок (оценочно - 2,7% годовых).
В контексте отношений, сложившихся у Кипра с международной "тройкой" кредиторов (МВФ, ЕЦБ, ЕС) по вопросу предоставления финансовой помощи Республике, перенос сроков погашения задолженности перед Россией является существенным вкладом нашей страны в соответствующие усилия международного сообщества, включая поддержание стабильности международной финансовой системы.
Дебитор своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства по Соглашению: по состоянию на 1 июля 2014 г. общая сумма поступивших от Кипра платежей в уплату процентов составила 186 млн. евро, просроченная задолженность отсутствует.
Общий объем процентных платежей в федеральный бюджет в течение 2014 - 2021 годов составит 396,2 млн. евро, что на 73,1 млн. евро больше, чем до реструктуризации.
Протокол о внесении изменений в Соглашение, предусматривающий реструктуризацию кипрской задолженности (далее - Протокол), подписан 30 августа 2013 г. во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1519-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г.".
Протокол временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получения последнего из письменных уведомлений о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
В отличие от Соглашения, не подлежащего ратификации, поскольку средства, необходимые для предоставления государственного финансового кредита Республике Кипр, были предусмотрены Минфином России в федеральном законе о федеральном бюджете на 2011-2013 годы (программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов), Протокол требует ратификации, так как предусматривает реструктуризацию долга иностранного государства перед Россией (в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Республика Кипр в настоящее время завершает внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Протокола, и в ближайшее время намерена направить российской стороне соответствующее уведомление.
Протокол не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г."
Вступление в силу Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г., подписанного в г. Москве 30 августа 2013 г., не повлечет уменьшения номинальной суммы задолженности Кипра перед Россией.
Поскольку Протокол временно применяется с даты подписания, фактические поступления в федеральный бюджет в 2013 году составили 88,5 млн. евро, что на 25,6 млн. евро меньше, чем было предусмотрено условиями Соглашения. Ежегодные поступления в федеральный бюджет в течение 2014 - 2015 годов снизятся с 114,1 до 63,4 млн. евро. Поступления в федеральный бюджет в 2016 году сократятся с 2595 млн. евро до 63,4 млн. евро. Поступления в федеральный бюджет в 2017 году составят 63,4 млн. евро, в течение 2018 - 2021 годов в среднем - 660,6 млн. евро в год. Общий объем поступлений в федеральный бюджет в течение 2014 - 2021 годов составит 2896,2 млн. евро, что на 73,1 млн. евро больше, чем до реструктуризации.
Реализация положений Протокола не повлечет за собой расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г."
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г." не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г."
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении Правительству Республики Кипр государственного финансового кредита от 23 декабря 2011 г." не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.