Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 595456-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П (далее - Постановление).
Постановлением положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении указал, что внесение в КоАП изменений, вытекающих из Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений -предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается (абзац 6 пункта 5 Постановления).
В целях реализации указанных положений Постановления законопроект направлен на закрепление в КоАП норм, позволяющих судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, назначать юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, указанного в санкции применяемой статьи (части статьи) Особенной части КоАП.
При этом законопроектом предусматривается установление предельного размера административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается.
Так, законопроектом предлагается установить, что административный штраф, назначаемый юридическому лицу ниже низшего предела, не может составлять менее половины минимальной величины административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.
Проектируемая предельная величина, ниже которой снижение административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, не допускается, обусловлена существующей градацией предельных величин административных штрафов, установленных статьей 3.5 КоАП, согласно которой административный штраф устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей, за исключением предусмотренных КоАП случаев.
Таким образом, минимальный штраф, назначаемый юридическому лицу с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может составить пятьдесят тысяч рублей, что соответствует максимальной величине штрафа для должностных лиц согласно статье 3.5 КоАП.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.