Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 595565-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от 19 апреля 2013 г. N Пр-901.
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в области обеспечения антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов законопроектом вводятся понятия "критически важный объект" и "потенциально опасный объект", которые в настоящее время законодательно не определены.
Основным критерием для разработки понятий "критически важный объект" и "потенциально опасный объект" являлся анализ используемых в законодательстве Российской Федерации терминов и определений, раскрывающих данные понятия.
Так, в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" закреплено определение "критически важного объекта топливно-энергетического комплекса", в Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, используется понятие "критически важный объект".
Представленная в законопроекте формулировка "критически важный объект" формализует общие характеристики данных объектов, позволяет корректно их использовать в различных отраслях регулирования при отнесении объектов к критически важным.
При разработке понятия "потенциально опасный объект" также использовались применяемые термины и определения, позволяющие корректно определить основные показатели данных объектов.
Так, статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. В то же время пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) устанавливает, что к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Однако отмечается, что объекты, на территории которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности не категорированы с позиций массового пребывания населения, хотя данный фактор может явиться ключевым при выработке особых требований при защите данных объектов.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и пунктом 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, в своих сферах регулирования определены характеристики объекта с массовым пребыванием людей.
Исходя из необходимости внесения в определение потенциально опасного объекта характеризующего его признака - наличие массового пребывания людей, а также обеспечивая корректное использование данного признака по отношению к вышеуказанным нормативным правовым актам, характеристика "массовое пребывание" в предложенном определении "потенциально опасный объект" отражается количественным показателем в 5000 человек, а именно - "объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5000 человек".
Количественный показатель "5000 человек" определен на основании статистических данных по чрезвычайным ситуациям техногенного характера за 2010 - 2013 годы, представленных в ежегодных докладах МЧС России, а также на основе данных, полученных в рамках проведения оценки регулирующего воздействия на субъекты регулирования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, которая осуществляется Минэкономразвития России.
Кроме того, в целях приведения в соответствие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации и от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" законопроектом предусмотрено введение понятии: (I план действии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов".
В преамбуле к Федеральному закону N 68-ФЗ указано, что под термином "территории" подразумевается все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая среда.
Данное обобщение в условиях нормативных правовых актов, регулирующих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, как на объектах экономики, так и на территориях, не относящихся к объектам экономики, требует более развернутого определения и конкретизации объектов производственного и социального назначения, на которых должны выполняться мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций.
Законопроектом вводится понятие "территория, подверженная повышенному риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов", уточняющее и дополняющее термин "зона экстренного оповещения населения".
Так, законопроектом определяется, что к указанным территориям могут относиться "участки земельного, водного и воздушного пространства, критически важные и потенциально опасные объекты, определяемые путем прогнозирования угроз возникновения чрезвычайных ситуаций".
Внесение данного определения дает понимание, что отнесение территорий под статус "с повышенным риском" может быть проведено на основании прогнозирования угроз чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуаций, которое осуществляется по нормам и правилам, определенным в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
В этой связи законопроектом предлагается скорректировать одну из основных задач РСЧС, а именно задачу по прогнозированию и оценке социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
С учетом введения понятий "критически важный объект" и "потенциально опасный объект" законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части установления критериев отнесения объектов к критически важным и к потенциально опасным объектам и требований к таким объектам.
В период с 10 декабря по 25 декабря 2013 г. законопроект был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для прохождения публичного обсуждения в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
В результате проведения публичного обсуждения было получено 7 предложений, которые были учтены в доработанном законопроекте и сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия.
В период с 27 марта по 4 апреля 2014 г. проект федерального закона размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях прохождения независимой антикоррупционной экспертизы, по результатам которой предложений и замечаний к проекту федерального закона не поступило.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" потребуется принятие следующих актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Обоснование необходимости подготовки - совершенствование организации разработки планирующих документов.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - закрепление названия единого планирующего документа - "план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Ответственный исполнитель - МЧС России, соисполнители ФСБ России, МВД России, Минпромторг России, Минэнерго России,
Минтранс России, Генпрокуратура России.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев после принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Обоснование необходимости подготовки - совершенствование нормативной правовой базы в области защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление критериев отнесения объектов к критически важным и потенциально опасным, порядка формирования и утверждения перечня критически важных объектов и перечня потенциально опасных объектов, порядка разработки и формы паспорта безопасности критически важных и потенциально опасных объектов.
Ответственный исполнитель - МЧС России, соисполнители ФСБ России, МВД России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России, Генпрокуратура России;
Срок подготовки - в течение 6 месяцев после принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.