Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 597863-6 "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - законопроект) разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 г. (протокол N 18, раздел III) и утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. N 534, а также плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 527-р).
В качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее - единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.
Законопроектом предусматривается:
введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме. Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;
сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопросов ответственности и гарантий при государственной регистрации прав является ключевым вопросом дальнейшего развития системы государственной регистрации прав и требует совершенствования законодательства. Повышение такой ответственности и гарантий необходимо как для эффективности оборота недвижимости, так и для усиления защиты прав граждан на жилые помещения в целях снижения риска утраты жилища.
Законопроектом предлагается установить более системную регламентацию ответственности, в том числе уточнить виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усилить защиту зарегистрированных прав граждан.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, что будет способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости, ускорению экономического оборота недвижимости.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов.
Финансирование мероприятий, предусмотренных законопроектом и направленных на реализацию мер по совершенствованию сферы государственного кадастрового учета и регистрации прав, будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)".
В то же время законопроектом предлагается установить более системную регламентацию ответственности, в том числе уточнить виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усилить защиту зарегистрированных прав граждан. Соответствующие положения законопроекта предполагают в том числе расходы из средств федерального бюджета.
Вместе с тем в связи с отсутствием статистики у судов в разрезе различных дел и видов принимаемых ими решений, а также отсутствием в свободном доступе данных о количестве и размерах выплат за счет казны Российской Федерации не представляется возможным сделать прогнозные расчеты о возможных объемах выплат за счет казны Российской Федерации согласно части 2 статьи 65 и статье 67 законопроекта. При этом законопроектом предусмотрен механизм возврата выплаченных за счет казны Российской Федерации сумм посредством закрепления положений, устанавливающих случаи, в которых орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм.
Предлагаемые законопроектом положения о введении платы за оказание отдельных услуг (в частности, за доступ кадастрового инженера к электронному сервису "Личный кабинет кадастрового инженера", за осуществление курьерской доставки документов, подлежащих выдаче по результатам учетно-регистрационных процедур, за предоставление сведений из ЕГРН) аналогичны действующим положениям (в том числе в части установления порядка взимания и размера платы органом нормативно-правового регулирования - в настоящее время установлены приказами Минэкономразвития России) о взимании платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, установленным Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 221-ФЗ следует читать как "24 июля 2007 г."
Согласно законопроекту предполагается, что плата за указанные выше услуги будет поступать:
либо по аналогии с действующим порядком, установленным статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Неналоговые доходы федерального бюджета" и предусматривающим зачисление в неналоговые доходы федерального бюджета платы за предоставление федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также федеральными казенными учреждениями информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, по нормативу 100 процентов;
либо в случае передачи отдельных полномочий по указанным услугам согласно статье 3 законопроекта федеральному государственному бюджетному учреждению, подведомственному органу регистрации прав, зачисление такой платы будет осуществляться в доход такого учреждения (по аналогии с действующим порядком зачисления платы за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в доход ФЕБУ "ФКП Росреестра").
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" потребует изменения и признания утратившими силу федеральных законов, указанных в статье 71 данного федерального закона. Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Основание: часть 5 статьи 5 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении единой государственной системы координат".
Основание: часть 4 статьи 6 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава, перечня сведений, предоставленных органу регистрации прав федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, порядка и способом их предоставления".
Основание: часть 4, 5 статьи 12 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка заключения соглашения о взаимодействии между МФЦ и органом по регистрации прав, порядка и сроков передачи МФЦ принятых им заявлений и иных необходимых для кадастрового учета и (или) регистрации прав документов в орган регистрации прав".
Основание: часть 18 статьи 18 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня документов и состава содержащихся в документах сведений, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган регистрации прав, порядка их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требований к формату таких документов в электронной форме".
Основание: часть 13 статьи 32 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Основание: часть 2 статьи 55 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка заключения соглашения о взаимодействии между МФЦ и органом по регистрации прав, передаче МФЦ принятых им запросов в орган регистрации прав и порядка передачи органом регистрации прав подготовленных им документов в МФЦ".
Основание: часть 10 статьи 61 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
8. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении видов и порядка определения размера ежемесячного денежного поощрения и дополнительных выплат лицам, замещающим должность государственного регистратора прав".
Основание: часть 11 статьи 63 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
9. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к государственной геодезической сети и к геодезической сети специального назначения".
Основание: часть 1 статьи 6 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
10. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к картам, планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также составу требований к ним".
Основание: часть 2 статьи 6 и часть 4 статьи 12 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
11. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости".
Основание: часть 7 статьи 7 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
12. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка предоставления заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав".
Основание: часть 1 статьи 18 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
13. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы заявления об осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации права и требований к его заполнению, а также требований к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме".
Основание: часть 11 статьи 18 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
14. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка доступа кадастрового инженера к электронному сервису "Личный кабинет кадастрового инженера через официальный сайт органа по регистрации прав, а также через Единый портал".
Основание: часть 1 статьи 20 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
15. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении размера платы за доступ кадастрового инженера к электронному сервису "Личный кабинет кадастрового инженера", порядка ее взимания и возврата".
Основание: часть 2 статьи 20 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
16. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении форм, состава сведений, а также требований к формату в электронной форме выписок из Единого государственного реестра недвижимости".
Основание: часть 1 статьи 28 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
17. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении форм специальной регистрационной надписи, состава включаемых в них сведений и требований к их заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме".
Основание: часть 2 статьи 28 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
18. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка и способов уведомления органом регистрации прав заявителя о возврате прилагаемых к заявлению о кадастровом учете и (или) о регистрации прав документов".
Основание: часть 3 статьи 29 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона .
19. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядков и способов направления органом, осуществляющим регистрацию прав, правообладателю (правообладателям) объекта недвижимого имущества уведомлений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав, уведомлений и приложенных к заявлению о регистрации прав документов без рассмотрения при отказе в осуществлении кадастрового учета, уведомлений о приостановлении регистрации прав, сообщений об отказах в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о поступлении решения суда, вступившего в законную силу, с указанием срока окончания осуществления регистрации прав, в случае если отказ в регистрации прав признан судом необоснованным, уведомлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем".
Основание: часть 7 статьи 29, часть 4 статьи 34, часть 3 статьи 39, часть 5 статьи 56, часть 5 статьи 60 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
20. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении размера платы за осуществление органом регистрации прав курьерской доставки документов после осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, а также порядка осуществления органом регистрации прав курьерской доставки".
Основание: часть 20 статьи 29 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
21. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав".
Основание: часть 21 статьи 29 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
22. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка и способов направления органом регистрации прав уведомления о прекращении осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав и представленных для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав заявления и (или) документов".
Основание: часть 6 статьи 31 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
23. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы, требований к заполнению и к формату в электронном виде заявления о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости".
Основание: часть 1 статьи 33 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
24. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы уведомления об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов".
Основание: часть 4 статьи 33 законопроекта. Головной исполнитель - Минэкономразвития России. Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
25. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка и способов предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости".
Основание: часть 1 статьи 61 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
26. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядке ведения реестра государственных регистраторов прав и состава сведений, включаемых в реестр государственных регистраторов прав".
Основание: часть 9 статьи 63 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - триста шестьдесят дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.