Досье на проект федерального закона
Предлагаемые изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации подготовлены во исполнение пункта 59 перечня поручений Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2014 год, а также положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, ратифицированной Российской Федерацией в 2004 году.
Пунктом 59 указанного перечня поручений предусмотрена необходимость подготовки предложений об уточнении диспозиции статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций".
Статья 10 Конвенция ООН обязывает Российскую Федерацию к введению ответственности юридических лиц "за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступная группа".
Статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещено под угрозой уголовного наказания уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций.
В сложившейся экономической ситуации данная норма не в полной мере соответствует опасности и вреду причиняемому государству указанным видом преступления.
Способом совершения данного преступления является обман в виде непредоставления либо искажения сведений, влияющих на величину подлежащих уплате налогов и (или) сборов. В большинстве правовых систем зарубежных стран к налоговым преступлениям применяется понятие "налогового мошенничества", в том числе совершенного путем "злоупотребления юридическими возможностями оформления" - то есть злоупотребления правом.
В современных условиях наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых "технических фирм"), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (оффшорных) юрисдикциях. Обе разновидности деяния практически во всех случаях связаны с деятельностью организованных преступных групп (сообществ), в том числе международных, профессионально занимающихся пособничеством в уклонении от уплаты налогов и другими видами незаконных финансовых операций. В Российской Федерации такие преступные сообщества тесно связаны с банковским и финансовым сектором и используют правовые и технические возможности, имущество, денежные средства и оборудование банковских и финансовых структур для совершения указанного преступления. Установленная система внутрибанковского контроля не позволяет организованным преступным группам вести свою криминальную деятельность без уведомления и согласия руководящих и исполнительных органов банковских и финансовых структур - то есть осуществляется с их согласия.
В настоящее время уголовное законодательство не предусматривает возможности конфискации средств совершения преступления, если они не принадлежат обвиняемому, что ведет к возможности продолжения преступной деятельности сообществ даже в случае привлечения их членов к уголовной ответственности.
С учетом правовых принципов уголовного законодательства Российской Федерации, и положений указанной Конвенции ООН, ответственность юридических лиц может быть установлена только в виде изъятия имущества, используемого в целях совершения преступления - то есть конфискации, которая является действенной мерой к пресечению деятельности преступных сообществ в сфере незаконных финансовых операций.
Учитывая изложенное предлагается:
1) внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, позволяющие применять конфискацию орудий, оборудования и иных средств совершения преступления принадлежащих не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим - уведомленным о характере использования их имущества, для юридических лиц - в лице их управляющих (исполнительных) органов;
2) учитывая общую степень опасности, повышенную степень опасности квалифицированных видов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, а также международную практику в области уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории ввести следующие квалифицирующие признаки: совершение преступления организованной группой, с использованием юридических лиц, указанных в статье 173.1 настоящего Кодекса, а также с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.
Изменения подготовлены с учетом законодательной инициативы Министерства Финансов Российской Федерации о налогообложении контролируемых иностранных компаний.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.