Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить примечание к статье 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) пунктом 3, согласно которому в рамках данной статьи применяется конфискация орудий, оборудования и иных средств совершения преступления, принадлежащих юридическим лицам, в том числе банковским учреждениям, имущество которых использовалось в целях пособничества в уклонении от уплаты налогов, если учредители (участники) или исполнительные органы этих юридических лиц знали или должны были знать об использовании возможностей и имущества этих юридических лиц для совершения преступления. Соответствующие изменения законопроектом вносятся в пункт "г" части первой статьи 104.1 "Конфискация имущества" УК.
В пояснительной записке к законопроекту внесение предлагаемых изменений обусловлено тем, что УК не предусматривает возможности конфискации средств совершения преступления, если они не принадлежат обвиняемому, что приводит к возможности продолжения преступной деятельности юридических лиц даже в случае привлечения к ответственности их членов.
Вместе с тем в случае, когда представители юридического лица (учредители, исполнительные органы) умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, их действия подлежат квалификации по части пятой статьи 33 "Виды соучастников преступления" УК и соответствующей части статьи 199 УК, то есть как пособничество в совершении преступления. Указанные лица в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации должны признаваться обвиняемыми, а орудия, оборудование и иные средства, принадлежащие таким лицам и использованные при совершении преступления, должны подлежать конфискации.
Кроме того, вопрос о конфискации имущества за совершенное преступление разрешается судом при постановлении приговора, в связи с чем применение таких мер в отношении организации как коллективного субъекта в случае, если их имущество и возможности заведомо для учредителей (участников) данного юридического лица использовались для совершения налоговых правонарушений целесообразно разрешать в рамках не уголовной, а иных (например, налоговой, административной, гражданской) отраслей законодательства Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 199 УК таким квалифицирующим признаком, как совершение указанных в части первой данной статьи деяний с использованием юридических лиц, названных в статье 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" УК.
Учитывая, что с использованием таких юридических лиц могут совершаться и иные преступления, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнении статьи 173.1 УК нормами в части установления ответственности за использование юридического лица, созданного через подставных лиц, в целях совершения преступления.
Представляется целесообразным в статье 199 УК дифференцировать сроки и размеры видов наказаний, не связанных с лишением свободы, уточнить термины "банковские учреждения", "организованная группа лиц", "контролируемая иностранная компания", обосновать особый порядок вступления законопроекта в силу, отличный от общего.
Законопроект может быть поддержан с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 июля 2014 г. N 4562п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 599584-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным и другими"
Текст письма официально опубликован не был