Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 602024-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Слабоалкогольные тонизирующие напитки - алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, в последние годы захватили значительный сегмент российского рынка алкогольной продукции. Основными компонентами таких напитков являются дешевый алкоголь и тонизирующие вещества: кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающие тонизирующее действие.
Серьезная опасность распространения слабоалкогольных тонизирующих напитков для населения нашей страны официально признана на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют положения Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р. "Слабоалкогольные напитки, - говорится в этом документе, - производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции. Потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления".
Присутствие тонизирующих веществ, вкусовые особенности таких напитков влияют на характер алкогольного опьянения, снижают выраженность опьянения, что приводит к неадекватной оценке физического состояния, способствует утрате контроля за выпитым, ведет к повторному потреблению алкоголя. Вкус этилового спирта фактически скрывается кофеином, а также многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами, что подавляет защитные рвотные рефлексы организма, как реакции на этиловый спирт, а, в свою очередь, углекислый газ значительно усиливает состояние алкогольного опьянения.
В постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2009 N 46 "О надзоре за алкогольной продукцией" подчеркивается, что "сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например, кофеина) в составе так называемых энергетических напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека".
Фруктовые вкусы и газирование маскируют вкус алкоголя и формируют у потребителя ощущение, что слабоалкогольный тонизирующий напиток практически ничем не отличается от обычных газированных неалкогольных энергетических напитков. В результате слабоалкогольный тонизирующий напиток постепенно заменяет обычные напитки и служит уже просто для утоления жажды.
Неподготовленный организм не сможет без последствий принять, например, 3 литра пива или 400 граммов водки, а четыре или пять баночек коктейля - запросто. Причем он проделывает это изо дня в день, из месяца в месяц. Так через небольшой промежуток времени формируется алкогольная зависимость. Поначалу психическая, а спустя короткое время - уже физическая.
Анализ рынка слабоалкогольных тонизирующих напитков показывает, что данный продукт, прежде всего, ориентирован на молодежную аудиторию. Более того, несмотря на законодательно установленный заперт на продажу любой алкогольной продукции несовершеннолетним, позиционирование слабоалкогольных тонизирующих напитков направлено именно на эту целевую аудиторию. Об этом можно судить по оформлению, дизайну тары, в которой распространяются эти напитки, по методам продвижения, по рекламе этой продукции.
Опасность распространения слабоалкогольных тонизирующих напитков для здоровья населения постепенно осознают в российских регионах и начинают принимать самостоятельные меры правого регулирования, направленные на запрет розничной продажи этой алкогольной продукции. На сегодняшний день подобные запреты установлены уже в трех субъектах Российской Федерации, в 2012 году принят и действует закон Краснодарского края от 04.06.2012 N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков", в 2013 году - закон Чеченской Республики от 26.04.2013 N 8-РЗ "Об ограничениях в сфере розничной продажи и распространения безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков" и закон Чукотского автономного округа от 13.06.2013 N 47-03 "О запрете продажи тонизирующих слабоалкогольных напитков и ограничении продажи тонизирующих безалкогольных напитков в сфере розничной торговли на территории Чукотского автономного округа". Этими актами установлено, что на территории соответствующих субъектов не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Правомерность подобных ограничений подтверждена судебной практикой, в частности Высший Арбитражный Суд определил, что законодательное собрание Краснодарского края, установив запрет розничной реализации слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории края, действовало в рамках своей компетенции, а сам запрет полностью соответствует российскому законодательству (Определение ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-17535/13 Москва 03 марта 2014 года).
Учитывая негативное воздействие на здоровье населения, на молодежь, которая является основным потребителем слабоалкогольных тонизирующих напитков, поддерживая инициативу субъектов Российской Федерации, в полном соответствии с действующим российским законодательством и нормами международных соглашений, в том числе с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" предложенный проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливает запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на всей территории нашей страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.