Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 602658-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части прекращения уголовного преследования за истечением сроков давности при неустановлении лица, совершившего преступление)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на дальнейшее совершенствование процессуальной деятельности органов предварительного расследования.
В соответствии со статьей 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если истекли сроки давности. Кроме того, согласно части третьей статьи 78 УК течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда.
Однако в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации не содержится норм, предписывающих прекращение уголовных дел в отношении неустановленного лица в связи с истечением указанных в статье 78 УК сроков давности уголовного преследования.
Ранее в статье 195 (Основания и сроки приостановления предварительного следствия) Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержалась норма, предусматривающая прекращение производства по приостановленному делу по истечении давности, установленной уголовным законом.
При этом в п. 1 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 13 марта 1997 г. "О порядке прекращения по истечении давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления" содержалось требование о прекращении уголовных дел по истечении сроков давности, указанных в статье 78 УК, приостановленных вследствие неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.
Впоследствии аналогичное предписание было включено в приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 12 "О порядке прекращения по истечении сроков давности уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления" (утратил силу).
Отсутствие в настоящее время в законодательстве норм, устанавливающих возможность прекращения уголовного преследования за истечением срока давности при неустановлении лица, совершившего преступление, существенно затрудняет деятельность органов предварительного следствия.
Так, согласно данным, содержащимся в Форме федерального статистического наблюдения N 1-Е "Сведения о следственной работе и дознании", остаток приостановленных следователями и дознавателями правоохранительных органов уголовных дел составляет не менее 16 млн, по которым решения о прекращении не приняты, в том числе и в связи с несовершенством действующих норм о сроках давности.
Сложившаяся ситуация с учетом приведенных данных о количестве приостановленных уголовных дел приводит к неэффективному использованию сил и средств при расследовании уголовных дел, которые впоследствии, в случае обнаружения виновного в совершении преступления лица, должны быть прекращены в соответствии с установленными в статье 78 УК сроками давности.
Вместе е тем, разрыв во времени между совершением преступления и наказанием имеет принципиальное значение в уголовном праве. Н.С. Таганцев отмечал: "Всепоглощающая сила времени стирает вредные следы, оставленные преступлением, успокаивает взволнованную общественную совесть, делает наказание актом бесцельного возмездия, не соответствующего существу и достоинству карательного государственного правосудия"*.
Следует учитывать, что давность обусловлена снижением общественной опасности деяния, отсутствием возможности достичь целей общего и специального предупреждения спустя длительный период времени, процессуальными трудностями, связанными, в частности, с исчезновением следов преступления, утратой доказательств (забываются или искажаются в памяти сведения, известные свидетелям, потерпевшим и т.д.). Кроме того, в случае если виновный долгие годы после содеянного не совершал новые преступления, меняются личностные характеристики, вследствие чего снижается общественная опасность преступника, а с ней и необходимость его наказания. Применение к нему уголовно - правовых санкций в таких случаях становится бессмысленным.
Вследствие этих обстоятельств объективное рассмотрение судом дел данной категории и установление по ним картины преступления часто становится затруднительным.
С учетом изложенного в законопроекте предусматривается дополнение статьи 78 УК нормой, устанавливающей возможность прекращения уголовного дела по истечении сроков, указанных в части первой статьи 78 УК, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, за исключением уголовных дел о преступлениях, наказанием за которые может стать смертная казнь или пожизненное лишение свободы, а также перечисленных в части пятой названной статьи.
Кроме того, в статью 24 УПК включается новое основание прекращения уголовного дела - истечение сроков давности уголовного преследования в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в другие нормативные правовые акты и дополнительных расходов из федерального бюджета.
------------------------------
* Уголовное уложение 22 марта 1903 года: изд. Н.С. Таганцевым. СПб., 1904. С. 141.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.