Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 603070-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
22 февраля 2014 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который установил новый порядок избрания депутатов Государственной Думы. Изменения коснулись в основном смены пропорциональной избирательной системы на пропорционально-мажоритарную. Однако смена одной избирательной системы на другую еще не означает развития избирательного законодательства.
Настоящий законопроект направлен на совершенствование избирательного законодательства в целях обеспечения прав политических партий.
В соответствии со статьями 48 и 49 Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет проверку соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов и кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
Данная проверка, которая, в первую очередь, касается достоверности сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, представленных политическими партиями или кандидатов, выдвигаемых политическими партиями по одномандатным округам, в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ только после их представления в Центральную избирательную комиссию РФ, утвержденного решениями политических партий на их съездах.
При этом, в случае обнаружения Центральной избирательной комиссией РФ недостоверности сведений, например, неуказания кандидатом сведений об имевшейся или имеющейся у него судимости, ЦИК РФ исключает такого кандидата из федерального списка кандидатов (пункт 2 части 4 статьи 50) или отказывает в регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу (пункт 9 части 7 статьи 51).
Однако кандидат, даже не исключенный из федерального списка кандидатов решением ЦИК РФ или кандидат, которому не отказано в регистрации, но который предоставил недостоверные сведения, например, о своем образовании, вызывает у выдвигающей его политической партии закономерное недоверие. И такого кандидата может исключить сама политическая партия. Однако после этого исключения политическая партия уже не может заменить данного кандидата другим.
Учитывая, что политическая партия не обладает возможностями ЦИК РФ проверить представленные тем или иным кандидатом сведения, она после выявления их недостоверности, может лишь наблюдать, как ее кандидата исключает Центральная избирательная комиссия РФ или сама отзывает данного недобросовестного кандидата.
Аналогично решает данный вопрос и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 33), определяя порядок проверки избирательной комиссией достоверности сведений кандидатов, выдвигаемых в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
Данный проект федерального закона предлагает закрепить за политической партией право подавать запрос в ЦИК РФ (и избирательные комиссии субъектов РФ) о проверке достоверности сведений об образовании и о наличии судимости лиц, которых политическая партия планирует внести в соответствующий список кандидатов либо выдвинуть их в качестве кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, до того как они будут внесены в соответствующий список кандидатов либо выдвинуты решением съезда политической партии или ее регионального отделения или в предусмотренных случаях иным избирательным объединением.
При этом, в целях защиты конституционных прав гражданина, каждый претендент в кандидаты должен дать согласие на проверку достоверности представленных им персональных данных.
Разумеется, если данный претендент откажется давать подобное согласие, то это будет свидетельствовать о том, что он что-то скрывает или предоставил недостоверные сведения о себе. Это позволит политическим партиям отсеивать недобросовестных лиц до того, как они будут внесены в соответствующий список кандидатов или выдвинуты по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу решением съезда политической партии или ее регионального отделения.
Принятие настоящего Федерального закона предоставит больший контроль политических партий за выдвигаемыми ими кандидатами, снимет возможные спекуляции в отношении политических партий, которые якобы выдвигают в качестве кандидатов лжецов или бывших уголовников, и предоставит возможность участия в выборах депутатов только честным и добросовестным гражданам России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, но потребует внесения изменений в отдельные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.