Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования налогового законодательства Российской Федерации.
Законопроект предусматривает, в частности, увеличение ставки налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, с 9 до 13 процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 224 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена в размере 9 процентов при общей ставке налога в размере 13 процентов.
По данным ФНС России, поступления налога на доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, постоянно увеличиваются. Так, если в 2008 году поступления налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, составили 31,7 млрд. руб., то в 2009 году - 29,9 млрд. руб., в 2010 году - 36,8 млрд. руб., в 2011 году - 47,4 млрд. руб. и в 2012 году - 56,9 млрд. руб.
При сохранении уровня доходов граждан от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, на уровне 2012 года принятие предлагаемого законопроекта позволит мобилизовать в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2015 году - 32,8 млрд. руб.; в 2016 году - 35,5 млрд. руб.; в 2017 году - 38,5 млрд. руб.
Данным законопроектом устанавливаются ставки акцизов на период 2015 -2017 годов.
В целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции предлагается в 2015 и 2016 годах сохранить размеры ставок акцизов, установленные в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции на 2014 год.
В отношении табачной продукции предлагается проиндексировать ставки акцизов темпами, опережающими уровень инфляции. Законопроектом предусмотрено увеличение адвалорных налоговых ставок на сигареты и папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок на эти товары в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие виды сигарет и папирос.
Ставки акцизов на 2017 год предлагается проиндексировать с учетом индекса инфляции в размере 4,5 процента.
Кроме того, в законопроекте предусматривается порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями.
Законопроектом в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза.
Предусмотренные законопроектом изменения в подпункте 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса направлены на выравнивание налоговой нагрузки на акционеров физических и юридических лиц.
Законопроект предусматривает изменения в главу 25.2 "Водный налог" Кодекса, поскольку установленные статьей 333.12 данной главы Кодекса ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались, в результате чего происходит динамичное снижение поступлений от данного налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2005 года увеличились более чем в 6 раз, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.
Данная ситуация не способствует заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, при этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам увеличиваются.
Таким образом, начиная с 2015 года для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года законопроектом предусматривается 15-процентная индексация ставок водного налога.
После достижения целевого уровня ставок водного налога начиная с 2026 года предполагается ежегодная индексация ставок данного налога, действовавших в предыдущем году, на индекс потребительских цен - коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Кодекса.
К ставкам водного налога в целях стимулирования рационального водопользования водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов для учета воды, забранной из водного объекта, законопроектом предусматривается применение коэффициента Кп = 1,1.
В целях установления справедливой налоговой нагрузки при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также терминальных вод), используемых для их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, в соответствии с доходами, получаемыми в результате реализации указанной воды, законопроектом предусматривается применение повышающего коэффициента к ставке водного налога при заборе подземных вод, используемых для их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару.
Ставку водного налога при заборе подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также терминальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемую в общеустановленном порядке, предлагается применять с коэффициентом 10.
Кроме того, законопроектом предусматривается реализация "налогового маневра". В рамках "налогового маневра" предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7-5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).
С целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговых вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами.
С целью сохранения существующих фискальных стимулов в нефтедобывающей отрасли подготовлены предложения по уточнению порядков расчета стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть. Предлагаемые изменения порядков расчета указанных коэффициентов позволят снизить налоговую нагрузку на добычу льготируемых видов нефти по сравнению с 2014 годом на 5 - 24% в зависимости от вида нефти.
Реализация "налогового маневра" положительно скажется на нефтяной отрасли. Так, при сравнении с действующими налоговыми и таможенно-тарифными условиями на 2015 год и далее "налоговый маневр" обеспечит:
рост маржи переработки нефти на НПЗ Российской Федерации в 2,5 раза;
усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации НПЗ, направленной на максимально полное превращение темных нефтепродуктов в светлые;
снижение налоговой нагрузки на добычу "традиционной" нефти (в отношении которой не предоставлено никаких льгот) на 3%;
снижение налоговой нагрузки на добычу льготируемых видов нефти на 5 - 24%.
При этом предполагается, что при прочих равных условиях рост цен на моторные топлива на внутреннем рынке останется в пределах инфляции (6 - 7%).
Необходимость проведения "налогового маневра" обусловлена, в частности, следующими обстоятельствами.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации, принятым в 2011 году, ставка экспортной пошлины на мазут с 1 января 2015 г. должна быть повышена с 66 до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть. Это решение учтено при подготовке бюджета и начиная с 2015 года будет обеспечивать доходы федерального бюджета в размере более 300 млрд. руб. в год (свыше 900 млрд. руб. за период 2015 - 2017 годов). При принятии указанного решения прогнозировалось, что к 2015 году завершится модернизация НПЗ, выработка темных нефтепродуктов существенно снизится и повышение пошлины не окажет влияния на эффективную нефтепереработку, при этом рентабельность простейших КПЗ, не поставляющих нефтепродукты для нужд внутреннего рынка, немодернизирующихся, использующих дифференциал в пошлинах на нефть и нефтепродукты исключительно для максимизации прибыли экспортеров нефти, должна была стать отрицательной.
Мониторинг модернизации основных НПЗ, обеспечивающих потребности внутреннего рынка нефтепродуктов, показывает, что ее темпы отстают от запланированных и к 2015 году модернизация ряда таких заводов завершена не будет. В таких условиях одномоментное повышение пошлины на мазут до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть приведет к резкому снижению маржи переработки нефти на таких НПЗ, что может спровоцировать скачок цен на моторные топлива на внутреннем рынке на 4 - 5 руб. за литр или привести к локальным дефицитам бензина на внутреннем рынке. Кроме этого, повышение пошлины на мазут при текущей высокой доле (35 - 40%) производства мазута в общем количестве выпускаемых нефтепродуктов на указанных НПЗ приведет к резкому снижению доходов региональных бюджетов от налога на прибыль (суммарно по Российской Федерации свыше 80 млрд. руб. в год).
В результате "налогового маневра" осуществится сближение (дифференциал сократится в 2-3 раза) экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации и Республике Казахстан, что, безусловно, в дальнейшем упростит процесс перехода к взаимной торговле в рамках ЕЭП без каких-либо тарифных и нетарифных ограничений. При этом произойдет поэтапное сокращение объемов материальной выгоды (с 253 млрд. руб. 2014 году до 188 млрд. руб. в 2017 году), получаемых экономиками стран СНГ, в которые осуществляются беспошлинные поставки российской нефти и нефтепродуктов (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
В результате изменений, предлагаемых законопроектом, поступления доходов от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым на территорию Российской Федерации, в консолидированный бюджет Российской Федерации снизятся:
в 2015 году - на 272,0 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - на 67,5 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - на 204,5 млрд. руб.;
в 2016 году - на 292,1 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - на 84,3 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - на 207,8 млрд. руб.
Индексация ставок акцизов в 2017 году приведет к снижению поступления доходов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым на территорию Российской Федерации, по сравнению с прогнозом, рассчитанным в условиях действующего законодательства (с учетом ставок 2016 года), на 271,2 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - на 18,3 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - на 252,9 млрд. руб.
В то же время ожидаемые дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации от реализации иных предусмотренных законопроектом мероприятий составят:
от индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности - не менее 12,9 млрд. руб. в год при выходе на целевые уровни индексации;
от установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц по доходам от долевого участия в деятельности организаций на уровне 13 процентов: в 2015 году - 32,8 млрд. руб.; в 2016 году - 35,5 млрд. руб.; в 2017 году - 38,5 млрд. руб.
Ожидаемые дополнительные бюджетные поступления от реализации предлагаемых законопроектом изменений в рамках "налогового маневра" в части налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты составят:
в 2015 году - 0 млрд. руб.;
в 2016 году - 247 млрд. руб.;
в 2017 году - 250 млрд. руб.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок определения отдельных показателей, используемых при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и газового конденсата.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного правового акта, - ФСТ России.
Соисполнитель - Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.