Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 607024-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
В ходе поэтапной либерализации законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации сняты ограничения на размещение денежных средств резидентов Российской Федерации в иностранных финансовых инструментах (включая внешние ценные бумаги), а также на их передачу в доверительное управление управляющим - нерезидентам. Наряду с этим законодательно закреплен принцип, согласно которому физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Вместе с тем законодательством о валютном регулировании и валютном контроле до сих пор не предусмотрен эффективный механизм возврата размещенных за рубежом денежных средств резидентов в Российскую Федерацию.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле") единственным разрешенным способом возврата размещенных за рубежом денежных средств является их перевод на счет резидента в уполномоченный банк на территории Российской Федерации.
Между тем законодательство большинства иностранных государств (например, США) позволяет зачислить денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг или в результате доверительного управления, только на счета клиента, открытые в банках на территории соответствующих государств. В результате физические лица - резиденты, разместившие свои денежные средства в иностранных финансовых инструментах или передавшие их в доверительное управление управляющим - нерезидентам, вынуждены оставлять их в иностранных юрисдикциях.
Такие денежные средства находятся в "замороженном" состоянии, поскольку резиденты не могут вывести их в Российскую Федерацию без зачисления на счета, открытые в иностранных банках, что нарушает требования Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и является основанием для привлечения указанных лиц к административной ответственности, установленной статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с суммой штрафа от 80% до 100% от размера совершенной операции).
В условиях ужесточения антироссийских санкций возрастают риски наложения ограничений со стороны иностранных государств на зарубежные активы физических лиц - резидентов Российской Федерации. В этой связи существует объективная необходимость внесения изменений в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, позволяющих обеспечить возможность беспрепятственного вывода денежных средств физических лиц - резидентов из иностранных юрисдикций в Российскую Федерацию.
Предлагаемые изменения позволят физическим лицам - резидентам выполнить требования законодательства иностранного государства - зачислить денежные средства, полученные в результате отчуждения внешних ценных бумаг либо доверительного управления, на свои счета, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства, а затем вывести их в Российскую Федерацию.
Также вносимые изменения станут дополнительным фактором, способствующим деофшоризации экономической деятельности и повышению прозрачности финансовых операций резидентов Российской Федерации. В настоящее время наличие вышеуказанных ограничений на возврат средств, размещенных физическими лицами - резидентами за рубежом, приводит к возникновению различных офшорных схем, связанных с учреждением резидентами подконтрольных фирм в офшорных юрисдикциях и выводом денежных средств на их счета. Создание четкого и легального механизма возврата денежных средств в Российскую Федерацию позволит остановить эту практику.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.