Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 608251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях уточнения и совершенствования норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части передачи полномочий по определению лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, соответствующим субъектам Российской Федерации.
Актуальность внесения изменений обусловлена необходимостью эффективного противодействия совершению административных правонарушений.
Так, Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2013 года по делу N 78-АПГ13-15 об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" было оставлено без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2013 года, которым была признана недействующей норма Закона Санкт-Петербурга, предусматривающая полномочия сотрудников органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом Санкт-Петербурга. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в указанном апелляционном определении, законодатель субъекта Российской Федерации, с учетом содержания действующих ст.ст. 1.3.1 и 28.3 КоАП РФ, не вправе наделять указанным полномочием сотрудников федерального органа исполнительной власти.
Следует отметить, что подавляющая часть административных правонарушений, предусмотренных как КоАП РФ, так и законами субъектов Российской Федерации, выявляется и пресекается именно сотрудниками полиции. К таким правонарушениям относятся, например, нарушение тишины в ночное время, загрязнение территорий, объектов благоустройства и ряд других административных правонарушений, выявление и пресечение которых другими должностными лицами либо затруднительно в силу специфики их деятельности (правонарушение совершается в вечернее и ночное время), либо в связи с процессуальными ограничениями (правом проверки документов наделены только сотрудники полиции, а установление личности необходимо для составления протокола об административном правонарушении; меры принуждения также вправе применять сотрудники полиции). Следует отдельно отметить, что сотрудники полиции в целях обеспечения правопорядка осуществляют патрулирование, имеют необходимые кадровые и технические ресурсы для эффективного противодействия противоправным проявлениям.
Существующая ситуация, при которой сотрудник полиции, выявив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, и приняв меры к его пресечению, не вправе составить по данному факту протокол об административном правонарушении, приводит к безнаказанности правонарушителей, ставит под угрозу правовые гарантии регулирования общественных отношений.
Предлагаемый проект устраняет правовую неопределенность, передавая субъектам Российской Федерации право наделять сотрудников полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Принятие проекта не потребует дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджета Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.