Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 314591-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации 2 июля 2013 г.
Законопроект направлен на уточнение требований к кандидатам на должности судей и устранение пробелов в нормах, регламентирующих работу экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
В этих целях законопроектом предлагаются изменения в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 11.1, 12, 13, 15, 26.1 и, 26.3, 26.4 и 27 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьи 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изменения, предлагаемые в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", уточняют, что кандидат на должность судьи должен иметь юридическое образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или "магистр", а также уточняют перечень требований к кандидату на должность судьи и перечень документов, необходимых для предоставления в экзаменационную комиссию соответствующего уровня.
Изменения, предлагаемые в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", уточняют порядок внесения представлений о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав комиссии другого лица, порядок назначения секретаря экзаменационной комиссии, а также уточняют полномочия Высшей экзаменационной комиссии.
Изменения, предлагаемые в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, уточняют правила обжалования решения экзаменационной комиссии.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, ознакомившись с законопроектом, отмечает следующее.
Действительно, нормы Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", регламентирующие порядок внесения представлений о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав комиссии другого лица, порядок назначения секретаря экзаменационной комиссии, а также полномочия Высшей экзаменационной комиссии, требуют дополнительного уточнения во избежание двойного толкования. Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждены, начиная в 2010 года, новые стандарты образования с введением степеней "специалиста" и "магистра", что, очевидно, требует уточнения и в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Работа судьи по отправлению правосудия отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в условиях интенсивно изменяющегося в настоящее время законодательства. Это диктует необходимость формирования к кандидатам на должность судьи повышенных требований по уровню образования, наличия необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, усовершенствования процедуры отбора кандидатов на должности судей на стадии сдачи квалификационного экзамена в соответствующих экзаменационных комиссиях.
Полагаем, что предлагаемое законопроектом наделение Высшей экзаменационной комиссии кроме полномочий по приему квалификационного экзамена на должность судьи (в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации) также полномочиями по формированию теоретических вопросов в билетах для квалификационного экзамена, утверждению вопросов по судебной практике и письменных заданий по подготовке процессуального документа, подготовленных экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации, позволит сформировать единую практику проверки и оценки знаний и умений кандидатов на должность судьи по всей стране.
Также вызывают поддержку предложения законопроекта по предоставлению Высшей экзаменационной комиссии права осуществлять общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации и вырабатывать обязательные для них разъяснения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, не возражая против концепции законопроекта, также высказало ряд замечаний.
Учитывая, что все замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 2 сентября 2014 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.