Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 292646-6 "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществляющих полномочия судьи", внесенному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает.
На основании статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены положения об исчислении суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Согласно статье 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступившей за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом расчетный пенсионный капитал судей формируется из средств, выделенных Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета в сумме, которая рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность периодов работы в должности судьи и подлежит применению при определении размера трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Реализация предлагаемых проектом изменений приведет к расширению круга лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсионных выплат - ежемесячного пожизненного содержания судьи и страховой части трудовой пенсии по старости, (в том числе досрочной) или трудовой пенсии по инвалидности. В этой связи потребуется выделение дополнительных средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и, как следствие, появление расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Кроме того, положения представленного законопроекта следует соотнести с нормами Федерального закона от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (далее - Закон). Указанный Закон распространяется в том числе на граждан, имеющих периоды работы судей после 1 января 2002 года, во время которых на них не распространялось обязательное пенсионное страхование. В этой связи, указанная категория граждан подпадает под действие названного и проектируемого законов. При этом многие нормы представленного законопроекта дублируют действующие положения Закона. В этой связи рекомендуется рассмотреть вопрос внесения соответствующих изменений в части пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи, в вышеназванный Закон.
Применяемое в законопроекте понятие "трудовые пенсии" требует соотнесения с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии". Кроме того, обращаем внимание, что согласно статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года упоминаемый в законопроекте Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.