Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 292646-6 "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи", внесенному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 292646-6 "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи", внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается установление механизма, обеспечивающего право граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судей в период, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 01.01.2002, и не имеющих право на ежемесячное пожизненное содержание, на получение трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) или трудовой пенсии по инвалидности в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях исчисления расчетного пенсионного капитала указанных лиц законопроектом предусматривается вместо соответствующих сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации засчитывать суммы средств, определяемые исходя из ежемесячного денежного вознаграждения (заработной платы) и иных выплат судьям по действовавшим в период осуществления полномочий судьи тарифам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В этой связи следует отметить, что гражданам Российской Федерации, имеющим периоды службы или работы, в том числе исполнявшим полномочия судьи, во время которых на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" уже установлен порядок преобразования пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
При этом сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал, определяется исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Таким образом, представление существенных дополнительных льгот по улучшению пенсионного обеспечения указанным категориям граждан поставит их в преимущественное положение по отношению к другим лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в связи с преобразованием в пенсионный капитал пенсионных прав за периоды службы (работы) в рамках Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ.
Вместе с тем, в отношении граждан, осуществлявших полномочия судьи, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрены более льготные по сравнению с иными категориями граждан Российской Федерации условия пенсионного обеспечения.
Так, судье, пребывающему в отставке, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи (абзац первый пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"). Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 19 данного Закона судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац третий пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"
Кроме того, необходимо отметить, что из редакции статьи 2 проекта федерального закона следует, что все поступившие средства, выделенные Пенсионному фонду Российской Федерации в целях назначения трудовых пенсий указанным категориям лиц, будут учтены в общей части их индивидуальных лицевых счетов, следовательно, исходя из них будет назначена страховая часть трудовых пенсий.
Однако, в соответствии с действующим законодательством общий тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации (22%) состоит из нескольких частей - солидарной (6%) и индивидуальной (16%). При этом индивидуальная часть тарифа для лиц 1967 года рождения и моложе также разносится в лицевом счете застрахованного на финансирование страховой (10%) и накопительной (6%) частей пенсии.
Таким образом, определение размера страховой части трудовой пенсии пребывающим в отставке судьям (в том числе 1967 года рождения и моложе) из расчета 22 процентных пункта тарифа страхового взноса приведет к нарушению равенства прав с другими застрахованными лицами.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.