Заключение Счетной палаты РФ
на проект федерального закона N 571192-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений и порядке применения отдельных положений статей 104, 104.1, 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 2016 года"
(утверждено Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 29 августа 2014 г. N 42К (988)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 571192-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений и порядке применения отдельных положений статей 104, 1041, 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 2016 года" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 24 июля 2014 г. N 185).
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, разработан в целях совершенствования правил дифференциации степени бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В указанных целях законопроектом вносятся изменения в статьи 104, 104.1, 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие новые подходы к установлению бюджетных ограничений для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как условий предоставления им финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов (далее - ограничения).
Ограничения устанавливаются в зависимости от доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в собственных доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а не от применяемой в настоящее время в расчетах доли всех межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (за исключением субвенций и отдельных видов финансовой поддержки) в доходах соответствующих бюджетов.
Необходимость внесения изменений в подпункт 1 пункта 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность для высокодотационных субъектов Российской Федерации выполнения соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также введения подпунктом 1 пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации аналогичных мер для муниципальных образований подтверждаются результатами контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации "Проверка отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта", в ходе которого были установлены многочисленные нарушения, допущенные высокодотационными субъектами Российской Федерации при выполнении заключенных с Минфином России соглашений, а также недостатки, препятствующие осуществлению Минфином России действенного контроля за выполнением указанных соглашений.
Вместе с тем полагаем целесообразным акцентировать внимание на следующем.
Предлагаемый подход к установлению ограничений, предусматривающий также изменение названных долей (снижение с 20 до 10 процентов и с 60 до 40 процентов), влияющих на степень бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не оказывает влияния на повышение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов. Необходимо конкретизировать меры по повышению сбалансированности и устойчивости бюджетов.
Пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточных обоснований выбранного подхода к дифференциации бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации, в том числе в части устанавливаемых законопроектом долей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в консолидированных бюджетах регионов.
Кроме того, перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта, представляется неполным. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 310 утверждена государственная программа Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", одним из показателей выполнения которой является "количество субъектов Российской Федерации, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации) превышает 20 процентов", однако указанный нормативный правовой акт в названный перечень не включен.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации считает возможным поддержать указанный законопроект для обеспечения его доработки при подготовке ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.