Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом в части 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вносятся изменения, согласно которым отношения в сфере особых экономических зон будут регулироваться наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации "законами субъектов Российской Федерации", "актами субъекта Российской Федерации". Одновременно Федеральный закон дополняется новыми положениями о создании, функционировании и "прекращении существования" региональных особых экономических зон. Так, например, согласно проектируемым положениям части 1.4 статьи 4, части 1 статьи 39.2 Федерального закона законами субъектов Российской Федерации устанавливаются виды деятельности, разрешенные на территории региональных особых экономических зон, и порядок их осуществления, а также порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах данных зон. В связи с этим отмечаем, что отношения по осуществлению предпринимательской деятельности, ограничения, связанные с такой деятельностью, регулируются гражданским законодательством (статьи 1 - 3, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними также регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством. При этом Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает регулирование вышеназванных отношений законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного полагаем, что указанные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении.
В проектируемом положении части 1 статьи 4 Федерального закона федеральные особые экономические зоны и региональные особые экономические зоны рассматриваются как типы особых экономических зон в зависимости от уровня нормативного правового регулирования, что не согласуется с нормой абзаца второго пункта 1 статьи 3 Соглашения по вопросам (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, согласно которому законодательством государств-членов Таможенного союза могут быть установлены типы свободных экономических зон в зависимости от целей их создания. Кроме того, в данном положении законопроекта федеральные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны выделены в самостоятельные типы зон, однако при этом в проектируемом пункте 1.1 статьи 2 Федерального закона портовая особая экономическая зона определяется как "федеральная особая экономическая зона".
В отношении части 4 проектируемой статьи 6.2 Федерального закона обращаем внимание на некорректность использования в законодательных нормах словосочетания "в установленном порядке" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П).
Согласно изменениям, вносимым в статью 11 Федерального закона, государственный контроль (надзор) будет осуществляться на территории "федеральной особой экономической зоны". При этом соответствующие изменения не вносятся в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым предусмотрен государственный контроль (надзор) на "территории особой экономической зоны". Кроме того, законопроектом не регулируется вопрос осуществления государственного контроля (надзора) на территории региональной особой экономической зоны.
Положение части 8 проектируемой статьи 39.2 Федерального закона, содержащее случаи досрочного прекращения существования региональной особой экономической зоны, на наш взгляд, следует по аналогии с положением части 7 статьи 6 Федерального закона дополнить случаем, связанным с необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В проектируемых статьях 39.7 и 39.9 Федерального закона нуждаются в уточнении термины "региональный уполномоченный орган" и "уполномоченный региональный орган".
В статье 6 законопроекта обращаем внимание, что Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии", принятым 2 июля 2014 года Государственной Думой и одобренным Советом Федерации 9 июля 2014 года, вносятся изменения в те же структурные единицы Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Юридико-технические замечания прилагаются на 28 л.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.