Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
о проекте федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
В целях совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации представленным законопроектом вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
Законопроектом устанавливаются правовые основы создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон на территории Российской Федерации, предусматриваются меры государственной поддержки, уточняется порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также порядок осуществления предпринимательской деятельности на таких территориях.
Новеллой законопроекта является установление деления особых экономических зон в Российской Федерации по уровням на федеральные и региональные, а также портовые экономические зоны.
Так, согласно законопроекту федеральной особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Также предусматривается объединение промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных зон в один тип федеральной особой экономической зоны.
Региональной особой экономической зоной является часть территории субъекта Российской Федерации, которая определяется законом субъекта Российской Федерации с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. При этом законодательно закрепляются понятия "промышленный (индустриальные) парк", "технопарк", "агропромышленный парк" и "туристический парк", которые представляют собой формы региональных особых экономических зон.
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено применение механизма отложенных платежей (TIF) в качестве одной из мер государственной поддержки создания региональных особых экономических зон.
В целом, представленный законопроект является эффективным инструментом для устойчивого экономического роста Российской Федерации. В частности, предлагаемые изменения в законодательство позволят повысить инвестиционную привлекательность особых экономических зон, что в свою очередь сможет обеспечить развитие обрабатывающих и высокотехнологических отраслей экономики, развитие туризма и санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработку технологий и коммерциализации их результатов, а также производство новых видов продукции.
Вместе с тем, Комитет имеет следующие замечания и предложения.
Частью 4 статьи 1 законопроекта определены 3 типа особых экономических зон, которые могут создаваться на территории Российской Федерации: федеральные особые экономические зоны, портовые особые экономические зоны и региональные особые экономические зоны.
Однако, исходя из норм проектируемой части 2 статьи 1, под портовой экономической зоной понимается федеральная особая экономическая зона с особенностями, установленными Федеральным законом N 116-ФЗ.
Кроме того, правовое регулирование портовой экономической зоны, в том числе установлено статьями 6.2 и 10 законопроекта, определяющих условия создания и порядок осуществления предпринимательской деятельности исключительно в федеральной особой экономической зоне.
Таким образом, законопроектом не установлено четких правовых границ отнесения портовой экономической зоны к самостоятельному типу зон, в связи с чем возникает внутреннее противоречие, создавая неопределенность в правоприменении указанных норм.
Согласно проектируемой статье 39.2 создание региональных особых экономических зон осуществляется на основании законов субъектов Российской Федерации, которыми, в том числе устанавливаются критерии создания таких зон, виды деятельности разрешенные, и которые не допускаются на данной территории, а также особый порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Исходя из положений статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость соблюдения единых правил и принципов подхода к созданию особых экономических зон в Российской Федерации, представляется целесообразным установить на уровне федерального законодательства рамочные требования в отношении создания региональных особых экономических зон для всех субъектов Российской Федерации. При этом законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования, непосредственно связанные с социально-экономическим развитием региона, географическим положением или другими объективными факторами, характеризующими особенности конкретного субъекта Российской Федерации.
Проектируемой статьей 37.4, регламентирующей процедуру учета товаров при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях федеральных особых экономических зон, определяется ответственность резидента федеральных особых экономических зон за нарушение требований порядка осуществления таможенными органами проверки системы учета товаров, а также за представление недостоверных сведений об учете товаров в таможенные органы.
Комитет обращает внимание, что в представленном законопроекте отсутствует статья о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, предусматривающей ответственность за указанные нарушения.
Кроме того, предлагаемые изменения в статью 11 Федерального закона 116-ФЗ, регулируют правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны, организацией и проведением проверок резидентов федеральной особой экономической зоны. При этом законопроектом не предусмотрены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленные на унификацию введенной терминологии.
Также обращаем внимание на отсутствие в законопроекте положений, регулирующих указанные правоотношения в региональной особой экономической зоне.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний Комитета.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.