Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормы законопроекта предусматривают внесение изменений в положения Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и ряд иных федеральных законов, которые направлены на совершенствование механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами, повышение их эффективности.
Согласно положениям законопроекта предусматривается разделение особых экономических зон по территориальным уровням на федеральные и региональные с установлением различного порядка их создания и функционирования. Федеральной особой экономической зоной будет являться часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Региональной особой экономической зоной будет являться определяемая законом субъекта Российской Федерации часть территории субъекта Российской Федерации с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, на которой могут создаваться промышленные (индустриальные) парки, технопарки, агропромышленные парки и туристические парки.
Нормы законопроекта предусматривают объединение промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных особых экономических зон в один тип федеральной особой экономической зоны, которая может создаваться в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. При этом положения законопроекта устанавливают формы региональных особых экономических зон, к которым будут относится указанные "промышленные (индустриальные) парки", "технопарки", "агропромышленные парки", "туристические парки", а также устанавливают определения данных понятий.
Положениями законопроекта также предлагается установить правовые основы создания и функционирования региональных особых экономических зон, в том числе цели и порядок их создания, процедуры регистрации резидентов, мер государственной поддержки.
В то же время по законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
Проектируемой в законопроекте частью 1 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ предусматривается, что на территории Российской Федерации могут создаваться федеральные, портовые и региональные особые экономические зоны. Вместе с тем, в соответствии с проектируемым пунктом 1.1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ под портовой особой экономической зоной понимается федеральная особая экономическая зона с особенностями, установленными Законом N 116-ФЗ. Таким образом, согласно указанному определению портовая экономическая зона также является федеральной особой экономической зоной, в связи с чем возникает несогласованность между указанными положениями законопроекта.
Полагаем, что недостатком определения понятий "промышленные (индустриальные) парки", "технопарки", "агропромышленные парки", "туристические парки", указанных в законопроекте (пункт "д" пункта 2 статьи 1), является то, что в них не раскрывается содержание понятий "территориальная интеграция объектов инфраструктуры" и "территориальная интеграция объектов инновационной инфраструктуры".
Согласно проектируемой в законопроекте статье 6.2 Федерального закона N 116-ФЗ федеральная особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. При этом нормы проектируемой статьи 39.1 Федерального закона N 116-ФЗ предусматривают, что региональные особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. В то же время данные положения законопроекта не позволяют четко определить в пределах каких территорий могут располагается региональные особые экономические зоны, то есть территорий одного и (или) нескольких муниципальных образований и (или) части территорий одного или нескольких муниципальных образований. В связи с этим может возникнуть неопределенность относительно определения границ указанных экономических зон.
В соответствии с проектируемой в законопроекте частью 1.4 статьи 4, частью 1 статьи 39.2 Федерального закона N 116-ФЗ региональные особые экономические зоны будут создаться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, в которых устанавливаются критерии создания региональных особых экономических зон, виды деятельности, разрешенные на территории региональных особых экономических зон, виды деятельности, осуществление которых не допускается на территории региональных особых экономических зон. При этом положения законопроекта не предоставляют возможность определения в федеральном законодательстве рамочных требований относительно установления указанных критериев и видов деятельности, что не позволит создать на федеральном уроне единообразных подходов по созданию и функционированию указанных экономических зон в разных субъектах Российской Федерации, а также влиять на эффективность их создания и функционирования в субъектах Российской Федерации с учетом уровня их социально-экономического развития, географического положения, а также иных объективных условий и факторов.
Нормы проектируемой статьи 39.4 Федерального закона N 116-ФЗ предусматривают, что к мерам государственной поддержки создания и функционирования региональных особых экономических зон могут относиться налоговые льготы резидентам региональных особых экономических зон по региональным и местным налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, а также предоставление резидентам региональных особых экономических зон в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные положения законопроекта также предусматривают, что иные меры государственной поддержки создания и функционирования региональных особых экономических зон могут устанавливаться в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В то же время необходимо учитывать, что в законопроекте предоставление резидентам региональных особых экономических зон налоговых льгот по местным налогам, а также предоставление в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся муниципальной собственности, необходимо относить к мерам не государственной, а муниципальной поддержки. Кроме того, в законопроекте следует предусмотреть, что иные меры государственной и муниципальной поддержки создания и функционирования региональных особых экономических зон могут устанавливаться органами публичной власти в пределах компетенции соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В целом предлагаемые законопроектом изменения в законодательные акты Российской Федерации позволят повысить инвестиционную привлекательность и эффективность функционирования особых экономических зон, увеличить количество их резидентов, снизить бюджетные расходы на строительство объектов таможенной инфраструктуры.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.