Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 27 июня 2014 г. N 184
по проекту федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в части вопросов, относящихся к его компетенции, сообщает следующее.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что законопроект разработан в целях совершенствования механизма функционирования и управления особыми экономическими зонами и повышения их эффективности.
Одним из таких направлений является возможность использования мер государственной поддержки региональных особых экономических зон, в том числе создания их инфраструктуры на основе механизма отложенных платежей (TIF), предусматривающего строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры на их территории за счет средств инвесторов с последующей компенсацией таких расходов за счет налоговых поступлений в федеральный бюджет, получаемых вследствие реализации проекта.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Комитет отмечает, что в финансово-экономическом обосновании также отсутствует оценка возможных расходов федерального бюджета на предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и юридическим лицам государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым резидентами региональных особых экономических зон; субсидий из федерального бюджета резидентам региональных особых экономических зон.
По мнению Комитета, реализация предлагаемого механизма отложенных платежей (TIF) может привести к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта в целом, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам считает целесообразным до принятия проекта федерального закона в первом чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации представить в Государственную Думу соответствующие расчеты и обоснование по объемам выпадающих доходов и дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы.
В части вопросов таможенно-тарифного регулирования предлагаемые в статьях 1 и 4 законопроекта изменения в целом носят технический характер.
Концептуальным изменением является расширение функций компаний, управляющих особой экономической зоной. Подпунктом "е" пункта 14 статьи 1 законопроекта на управляющие компании возлагается обязанность:
- по обеспечению, созданию, внедрению и поддержанию функционирования автоматизированной информационной системы учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - система учета товаров);
- по подключению к системе учета товаров резидентов федеральной особой экономической зоны, планирующих применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, и таможенных органов.
Кроме того, пунктом 42 статьи 1 законопроекта уточняются процедурные вопросы учета товаров при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях федеральных особых экономических зон, а также предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации резидентов федеральных особых экономических зон:
- за нарушение требований порядка осуществления таможенными органами проверки системы учета товаров;
- за представление недостоверных сведений об учете товаров в таможенные органы.
При этом обращаем внимание, что в представленном законопроекте отсутствует статья о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за указанные нарушения. Полагаем необходимым ко второму чтению внести соответствующую поправку в рассматриваемый законопроект.
Поскольку Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) предусмотрена возможность размещения и использования в пределах территории СЭЗ или ее части некоторых товаров без уплаты таможенных пошлин, совершенствование системы учета товаров и введение соответствующей нормы об ответственности безусловно должно способствовать осуществлению контроля за целевым использованием товаров и обоснованностью применения льгот по уплате таможенных платежей.
Предлагаемые изменения не противоречат Таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Вместе с тем сообщаем, что статьей 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен специальный порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Поэтому статью 10 законопроекта, регулирующую порядок вступления в силу федерального закона, необходимо дополнить положением, устанавливающим, что статья 4 вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Комитет считает необходимым учесть указанное замечание при доработке законопроекта ко второму чтению. Кроме того законопроект необходимо привести в соответствие с правилами юридической техники.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 538033-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.