Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 333523-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.Ф. Рашкиным, О.Н. Алимовой, С.И. Васильцовым, С.П. Обуховым, В.П. Пешковым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установление дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных работников, временно проживающих на территории Российской Федерации и временно пребывающих на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также трудящихся мигрантов из числа граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан) с 1 января 2014 в размере 15%, и с 1 января 2015 года - 30%.
Действующим законодательством обязанность по уплате страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена в отношении всех застрахованных лиц (в том числе иностранных работников временно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации) по единому тарифу в размере 26% (в настоящее время 22%). Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом N 188-ФЗ от 28 июня 2014 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" с 1 января 2015 года уплата страхователями страховых взносов за иностранных работников будет производиться с момента заключения трудового договора (ранее уплата производилась при заключении трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года).
Дополнительные тарифы страховых взносов установлены для отдельных категорий плательщиков только в отношении выплат лицам, занятым на работах с особыми условиями труда, что обусловлено наличием у указанных лиц права на досрочное назначение страховой пенсии и, соответственно, большим объемом обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате им страхового обеспечения.
Увеличение более чем в два раза тарифа страховых взносов в отношении выплат работникам в зависимости от их гражданства актуарно не обосновано и, по мнению комитета, является дискриминационным. Кроме того, уплата дополнительных страховых взносов за иностранных работников позволит им формировать пенсионные права в большем объеме по сравнению с гражданами Российской Федерации, занятыми на аналогичных работах, а также дестимулирует работодателей, использующих труд иностранцев, к выплате им реальной заработной платы.
Предлагаемое изменение тарифной политики в отношении иностранных работников авторы законопроекта обосновывают необходимостью защиты национального рынка труда. Однако в действующем законодательстве в области привлечения и использования труда иностранных работников уже закреплен принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом условий на рынке труда, установлены механизмы квотирования для выдачи разрешений на работу иностранцам.
Комитет также отмечает, что Государственной Думой 12 февраля 2014 года принят в первом чтении проект федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" (внесен Правительством Российской Федерации) который направлен на комплексное правовое регулирование особенностей труда иностранных работников на территории Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не поддерживают законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало замечания правового характера.
На рассматриваемый законопроект поступило 32 отзыва законодательных (представительных) и 21 отзыв высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 32 субъектов РФ получены положительные отзывы, от 11 - отрицательные, мнение остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.