Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 352555-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации"
(о квотировании рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы),
внесенному Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, целью проекта федерального закона N 352555-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" является содействие в трудоустройстве гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, путем квотирования рабочих мест.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - закон о занятости населения), согласно которым устанавливаются квоты для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 5 Закона о занятости населения лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. В свою очередь, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Кроме того, государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (пункт 1 статьи 13 Закона о занятости населения).
Также подпунктами 3 и 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости населения определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги, направленной на организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Предлагаемое законопроектом квотирование рабочих мест приведет к неравному положению по сравнению с иными испытывающими трудности в поиске работы категориями трудоспособных граждан. Проблема трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, связана в большинстве случаев не с отсутствием подходящих для них рабочих мест, а с низкой мотивацией к труду у самих граждан, относящихся к указанной категории. Трудоустройство таких граждан в счет квоты будет крайне незначительным и не принесет желаемого эффекта.
Законопроект не раскрывает термин "лицо, освобожденное из мест лишения свободы", для которых квотируются рабочие места для трудоустройства, и не определяет период после освобождения, в течение которого гражданин считается "освобожденным из мест лишения свободы", что затрудняет реализацию предлагаемых законопроектом мер.
Разработчиками законопроекта не сделан анализ причин отказа работодателей в приеме на работу граждан данной категории и причин отсутствия у них работы, не приводятся расчеты общей потребности в рабочих местах для трудоустройства граждан из числа бывших осужденных.
Следует отметить, что квота для приема на работу данной категории лиц не может распространяться на рабочие места, где труд лиц, имевших судимость или подвергавшихся уголовному преследованию, не допускается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
При этом законопроект не содержит соответствующих положений, освобождающих организации с такими рабочими местами от обязанности выполнения установленной квоты для трудоустройства лиц, имевших судимость или подвергшихся уголовному преследованию.
В связи с этим представляется целесообразным обеспечить востребованность на рынке труда лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем их профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, организации временного трудоустройства, для чего субъекты Российской Федерации располагают всеми необходимыми инструментами.
Таким образом, нормативное регулирование вопросов занятости и содействия в трудоустройстве данной категории граждан является достаточным и не требует дополнения.
На рассматриваемый законопроект поступило 12 отзывов законодательных (представительных) и 28 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 2 субъектов РФ получен положительный отзыв и от 2 субъектов РФ отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что концептуальных замечаний правового характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике готов поддержать концепцию предлагаемого проекта федерального закона при условии согласования со сторонами социального партнерства в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Стороны РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
Сторона РТК, представляющая Правительство Российской Федерации, в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, не поддерживает представленный законопроект. Минтруд России также сообщает, что законопроект не поддерживают Минфин России, Минэкономразвития России и Минрегион России.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 352555-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.