Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611452-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения согласно требованиям статьи 133 Кодекса.
С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5554 рублей в месяц. Несмотря на его повышение на 6,7%, соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2014 году снизится и, по предварительной оценке, составит 63,2%. Снижение указанного соотношения по сравнению с 2013 годом (66,1%) обусловлено пересмотром Минэкономразвития России прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2014 год (увеличена до 8794 рублей в месяц).
Законопроектом предлагается провести с 1 января 2015 г. повышение МРОТ с учетом фактического уровня инфляции в 2014 году (7,4%), установив его в сумме 5965 рублей в месяц.
Принятие законопроекта позволит сохранить в 2015 году соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения (63,4%) на уровне 2014 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается с 1 января 2015 г. в сумме 5965 рублей в месяц (увеличение по фактическому уровню инфляции за 2014 год на 7,4%). В бюджетной сфере реализация законопроекта потребует в 2015 году дополнительных расходов на повышение заработной платы работников:
федеральных государственных учреждений - 1,5 млрд. рублей;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях - 3,5 млрд. рублей. При этом число работников государственных и муниципальных учреждений с заработной платой на уровне МРОТ составит 770 тыс. человек (доля работников бюджетной сферы с заработной платой на уровне МРОТ составит 5,5%).
В реальном секторе экономики реализация законопроекта потребует в 2015 году дополнительных расходов на повышение заработной платы работников в сумме 0,6 млрд. рублей. При этом число работников с заработной платой на уровне МРОТ составит 250 тыс. человек (доля работников в реальном секторе экономики с заработной платой на уровне МРОТ составит 0,8%).
С учетом прогнозируемого роста средней заработной платы по экономике в целом, а также мероприятий по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы средства на повышение МРОТ могут быть изысканы за счет перераспределения средств фонда оплаты труда. Выделение дополнительных средств из бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
При проведении расчета за основу были взяты данные Росстата о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы в экономике Российской Федерации за апрель 2013 г. Расчет производился для организаций государственной и муниципальной формы собственности и отдельно для негосударственной формы собственности.
Учитывая, что указанное обследование Росстата является выборочным и охватывает неполный круг организаций, при проведении расчета была проведена корректировка численности работников. За основу было взято распределение работников в % (доля от общей численности) Росстата за апрель 2013 г. При этом расчет численности в каждом из диапазонов осуществлялся:
для бюджетной сферы: путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на общую численность работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях (14 млн. человек);
для реального сектора экономики путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на разницу между общей численностью наемных работников (45,5 млн. человек) и числом работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях (14 млн. человек).
Средняя заработная плата в диапазонах распределения Росстата корректировалась по годам с учетом прогнозируемого роста средней заработной платы.
Для бюджетной сферы было учтено, что 7,5% фонда оплаты труда работников формируется за счет оказания платных услуг.
Для реального сектора экономики учитывался прогнозируемый рост средней заработной платы в целом по Российской Федерации.
Дополнительная потребность в финансовых средствах рассчитывалась как сумма, необходимая на доведение средней заработной платы работников, вошедших в соответствующий диапазон, до МРОТ, умноженная на число работников диапазона распределения. В случае, когда верхняя граница диапазона была выше МРОТ, число работников корректировалось по формуле:
Число работников диапазона* (МРОТ - нижняя граница)/(верхняя граница - нижняя граница).
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия нормативных правовых актов.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.