Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 611449-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов положены параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2014 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
Статьей 2 законопроекта предусматривается указанную льготу в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов, так же как и в 2014 году, распространить на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2015 году составит 87,9 млрд. рублей, в 2016 году - 93,8 млрд. рублей, в 2017 году - 100,1 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (в 2015 году - 85 тыс. рублей, в 2016 году - 88,8 тыс. рублей и в 2017 году - 92,3 тыс. рублей), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2015 - 2017 годах - 1 млн. рублей).
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с индексом потребительских цен в 2015 году - 1,055, в 2016 году - 1,045, в 2017 году - 1,04.
В 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов при сохранении таких же, как и в 2014 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,52 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2015 году 97,7 млрд. рублей, в 2016 году - 104,9 млрд. рублей, в 2017 году - 114,3 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2015 - 2017 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 - 2017 гг.
|
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
3 592,8 |
3 388,7 |
3 632,4 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 592,8 |
3 388,7 |
3 632,4 |
Прочие расходы, связанные с международной деятельностью, в рамках международного сотрудничества |
тыс. рублей |
3 592,8 |
3 388,7 |
3 632,4 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
11 440 756,7 |
11 521 931,3 |
11 684 343,5 |
Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, в рамках строительства объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
373 181,9 |
389 975,1 |
406 744,1 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
44 579,7 |
46 585,8 |
46 585,8 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
44 579,7 |
46 585,8 |
46 585,8 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
75 987 176,5 |
81 809 508,6 |
87 924 627,2 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
74 525 866,2 |
80 147 694,8 |
86 023 939,6 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
2 642 250,4 |
2 858 946,2 |
3 070 484,8 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне оценки 2014 г.) в том числе: |
тыс. дней |
3 223,2 |
3 223,2 |
3 223,2 |
по Республике Крым и г. Севастополю |
|
20,9 |
20,9 |
20,9 |
по Российской Федерации без учета данных по Республике Крым и г. Севастополя (на уровне оценки 2014 года) |
|
3 202,3 |
3 202,3 |
3 202,3 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в предшествующем году* коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года |
рублей |
819,76 |
886,99 |
952,62 |
по Республике Крым (85% от уровня РФ) |
|
697,48 |
754,67 |
810,52 |
по Российской Федерации без учета Республики Крым и г. Севастополя (рост в соответствии с темпом изменения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года) |
|
820,56 |
887,85 |
953,55 |
где: |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемый в 2014 году, равен 742,59 руб. |
|
|
|
|
коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года |
|
1,105 |
1,082 |
1,074 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
2 642 250,4 |
2 858 946,2 |
3 070 484,8 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году* общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты в рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
1 625 087,1 |
1 654 311,9 |
1 681 458,2 |
средний размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям с утратой трудоспособности в году: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году* 0,522, где: |
рублей |
44 351,31 |
46 347,13 |
48 201,01 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году* индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году, при этом: |
рублей |
84 964,20 |
88 787,60 |
92 339,10 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2014 году равна 80 534,80 рублей (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен (на конец года) в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года |
|
1,055 |
1,045 |
1,040 |
0,522- коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (на уровне значения за II квартал 2014 года) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне ожидаемого количества единовременных страховых выплат в 2014 г. (на основе данных за I полугодие 2014 г.) |
выплат |
16 761 |
16 761 |
16 761 |
В том числе, среднее число страховых случаев со смертельным исходом в году |
случаев |
2 118 |
2 118 |
2 118 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на их получение при страховом случае со смертельным исходом |
рублей |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
Размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям со смертельным исходом с учетом числа лиц, имеющих право на их получение (на основании данных за II квартал 2014 г.) |
рублей |
460 647,2 |
460 647,2 |
460 647,2 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году / на число единовременных страховых выплат с учетом числа лиц, имеющих право на их получение, в году) |
рублей |
96 956,45 |
98 700,07 |
100 319,68 |
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году* число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
1 625 087,1 |
1 654 311,9 |
1 681 458,2 |
Ежемесячные страховые выплаты в рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
51 323 883,3 |
55 242 456,1 |
59 175 703,2 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году (по Российской Федерации в целом): средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году* коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году* коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат в году, где: |
|
9 093,53 |
9 787,82 |
10 484,71 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году (по Российской Федерации без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю): средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году* коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году* коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат в году, где: |
|
9 104,18 |
9 799,28 |
10 496,99 |
средний размер ежемесячной страховой выплаты ожидаемый в 2014 году - 8 378,21руб. |
|
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,055 |
1,045 |
1,040 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат |
|
1,030 |
1,030 |
1,030 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты (по Республике Крым и г. Севастополь) в году: на уровне 85% от среднего размера ежемесячной страховой выплаты по Российской Федерации без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь. |
рублей |
7 738,55 |
8 329,39 |
8 922,44 |
Число ежемесячных страховых выплат (без учета Республики Крым и г. Севастополя) в году: число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2015 - 2017 годах на уровне ожидаемого значения за 2014 г. |
тыс. выплат |
5 600,0 |
5 600,0 |
5 600,0 |
Число ежемесячных страховых выплат (по Республике Крым и г. Севастополю) в году |
тыс. выплат |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
Число ежемесячных страховых выплат в году |
тыс. выплат |
5 644,0 |
5 644,0 |
5 644,0 |
Доставка и пересылка страховых выплат в рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
243 565,3 |
244 656,1 |
243 428,6 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году* средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
243 565,3 |
244 656,1 |
243 428,6 |
процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году |
% |
0,46 |
0,43 |
0,40 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
18 645 080,1 |
20 101 324,5 |
21 806 864,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
8 915 949,2 |
9 630 742,9 |
10 359 805,6 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
9 729 130,9 |
10 470 581,6 |
11 447 059,2 |
Реализация направлений расходов в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
тыс. рублей |
46 000,0 |
46 000,0 |
46 000,0 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
13 200,0 |
13 800,0 |
14 350,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 448 110,3 |
1 648 013,8 |
1 886 337,6 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
87 849 287,6 |
93 771 389,5 |
100 065 933,0 |
Средства для обеспечения покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда |
тыс. рублей |
3 907 141,2 |
4 169 413,9 |
4 336 190,4 |
Средства для обеспечения покрытия временных кассовых разрывов на конец года предусматриваются в объеме 50 процентов всех видов расходов на январь последующего года: |
тыс. рублей |
3 907 141,2 |
4 169 413,9 |
4 336 190,4 |
(в 2015 и 2016 годах средства для обеспечения покрытия временных кассовых разрывов рассчитываются, как сумма всех расходов в последующем году / 24 месяца; в 2017 году средства для обеспечения покрытия временных кассовых разрывов рассчитываются, как 50 процентов от месячной суммы всех расходов 2017 года* индекс потребительских цен в 2017 году по отношению к 2016 году) |
|
|
|
|
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 - 2017 гг.
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов размер среднего по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,52%.
|
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Средний тариф страховых взносов в 2015 - 2017 гг.: |
% |
0,52 |
0,52 |
0,52 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году (без учета Республики Крым и г. Севастополя), учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2015 - 2017 гг. |
тыс. рублей |
19 022 000 000,0 |
20 420 000 000,0 |
22 259 000 000,0 |
Фонд заработной платы по Республике Крым и г. Севастополь, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году. |
тыс. рублей |
96 780 000,0 |
103 840 000,0 |
113 190 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,98 |
0,98 |
0,98 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (без учета Республики Крым и г. Севастополя) (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году* коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. рублей |
96 936 112,0 |
104 060 320,0 |
113 431 864,0 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов по Республике Крым и г. Севастополь (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году* средний тариф страховых взносов в году* коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
|
493 190,9 |
529 168,6 |
576 816,2 |
Сумма пеней и штрафов (0,25% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне значения за 2013 год) |
тыс. рублей |
242 300,0 |
260 200,0 |
283 600,0 |
Всего сумма страховых взносов с учетом Республики Крым и г. Севастополь (включая пени и штрафы) |
тыс. рублей |
97 671 602,9 |
104 849 688,6 |
114 292 280,2 |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.