Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - законопроект) направлен на обеспечение достоверности единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путём использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.
В законопроекте используется комплексный подход, направленный как на создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации, так и на обеспечение достоверными сведениями из единого государственного реестра юридических лиц добросовестных участников гражданского оборота.
Так, законопроектом предлагается ввести ограничения на участие в создании юридических лиц на определённый срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юридических лиц с признаками фиктивной деятельности, нарушавших законодательство Российской Федерации. Изменения в законодательство о государственной регистрации юридических лиц, предусмотренные проектом, также направлены на исключение злоупотреблений процедурами регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе в целях уклонения от исполнения обязательств перед третьими лицами.
Кроме того, законопроектом предлагается регламентировать возможность внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности сведений указанного публичного реестра и информирования всех внешних пользователей (в том числе для соблюдения ими должной осмотрительности).
В целях более эффективного противодействия созданию юридических лиц по фиктивным адресам и использования механизма регистрации изменения места нахождения юридического лица для уклонения от исполнения гражданско-правовых и публичных обязательств, предлагается предъявить дополнительные требования к таким адресам, а также установить специальный порядок изменения сведений о месте нахождения юридического лица.
Ряд изменений, в том числе юридико-технического плана, предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)
Так, изменения в КОАП предполагают уточнение понятия должностного лица в целях безусловного отнесения к субъектам правонарушений учредителей юридического лица, являющихся заявителями при государственной регистрации юридических лиц, увеличение срока давности за правонарушения в сфере государственной регистрации до одного года и введение по ним возможности административного расследования.
Увеличение срока давности необходимо в связи с тем, что недостоверность представленных заявителями при государственной регистрации юридического лица сведений выявляется в большинстве случаев при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления либо иных лиц с данным юридическим лицом после государственной регистрации. С учётом сроков представления юридическими лицами отчётности всех видов, а также возникновения иных оснований для взаимодействия с юридическим лицом, как правило, установление недостоверности представленных сведений возможно только за пределами двухмесячного срока с момента представления таких сведений в регистрирующий орган, что в настоящее время исключает возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Изменения в статью 14.25 КоАП РФ предполагают выделение в особую группу нарушений, которые могут совершаться при представлении недостоверных сведений при государственной регистрации, а также введение санкции в виде дисквалификации не менее одного года для должностных лиц, совершающих такие нарушения повторно.
Одновременно предлагается криминализировать деяние в виде представления заведомо ложных сведений в единый государственный реестр юридических лиц, внеся соответствующие изменения в статью 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основной предпосылкой для этого является введение Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в гражданское законодательство (часть 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации) презумпции достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако придание юридической значимости таким сведениям не было одновременно обеспечено усилением ответственности за действия, направленные на умышленное представление недостоверных сведений для внесения в указанный государственный реестр. Уровень общественной опасности действий, направленных на подлог сведений, вносимых в единый федеральный информационный ресурс, содержащий юридически значимые данные для неопределённого круга лиц, не может являться более низким, чем за подделку и использование индивидуальных материализованных документов.
Кроме того, предлагается внести изменения в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эти изменения направлены на уточнение термина "подставные лица" в целях распространения его на лиц, предоставляющих за плату согласие на регистрацию юридических лиц на их имя, а также обеспечение возможности привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений от подставных лицах.
Принятие законопроекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения повышения удобства для пользователей государственных услуг, уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей, так и с позиции снижения уровня теневого оборота в российской экономике. Проект имеет также антикоррупционный потенциал.
Увеличение срока, предусмотренного статьёй 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", для отдельных изменений в законодательство о государственной регистрации обусловлено необходимостью внедрения в органах Федеральной налоговой службы, осуществляющей функции регистрирующего органа, технических и программных средств, позволяющих реализовать предлагаемые изменения в законодательстве.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.