Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 527442-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (в части формирования благоприятных условий для развития Магаданской области),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый законопроект, согласно пояснительной записке, направлен на формирование благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Магаданской области, в целях стимулирования создания новых промышленных предприятий и реализации проектов, направленных на решение задачи развития Сибири и Дальнего Востока.
В этой связи законопроектом предлагается продлить срок функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области до 31 декабря 2025 года и установить на данной территории льготный режим осуществления предпринимательской деятельности.
Уточняются критерии отбора участников Особой экономической зоны, устанавливается обязанность осуществления инвестиций в объемах и сроках, предусмотренных соответствующим соглашением об осуществлении деятельности. При этом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти принимает решение о поддержке или отказе в поддержке бизнес-плана реализации указанного соглашения.
Предусматривается, что участниками Особой экономической зоны не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, устанавливается запрет на осуществление участниками Особой экономической зоны оптовой, розничной торговли, оказание бытовых услуг и другие меры.
При этом предусматривается переходный период сроком на 5 лет, в течение которого в отношении юридических лиц, получивших до 31 декабря 2014 г. статус участника этой зоны и осуществляющих указанные виды деятельности, будут продолжать действовать особый правовой режим хозяйственной деятельности и таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Одновременно, законопроект предусматривает восстановление действовавших в Особой экономической зоне до 2007 года налоговых преференций по освобождению ее участников от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, и установление таможенных льгот, не противоречащих нормам ВТО, а также освобождение от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальную сферу на территории Магаданской области.
В этой связи необходимо отметить, что властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля регулирует законодательство о налогах и сборах.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В этой связи полагаем необходимым предлагаемые изменения, устанавливающие налоговые льготы для участников Особой экономической зоны в Магаданской области, исключить из рассматриваемого законопроекта и закрепить их в Налоговом кодексе с учетом требований к проектам федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В случае сохранения указанных норм, настоящий законопроект не может быть поддержан.
Кроме того, необходимо отметить, что пункт 6 статьи 1 законопроекта устанавливает, что освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога предоставляется участникам Особой экономической зоны в соответствии с Налоговым кодексом. В этой связи представляется целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос о возможности реализации рассматриваемой инициативы посредством принятия регионального закона и актов органов местного самоуправления либо, в случае принятия указанных льгот на федеральном уровне, предусмотреть источники компенсации выпадающих доходов регионального и местного бюджетов из федерального бюджета.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 527442-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.