Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 13 декабря 2010 г. N 2-общ-4700
на проект федерального закона N 458970-5 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ответственном обращении с животными"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в связи с внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об ответственном обращении с животными".
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
В проекте предусмотрено внесение изменений в статью 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными". Уголовную норму предлагается дополнить новой частью 1.1, в которой установить ответственность за организацию и проведение боёв животных и предусмотреть наказание за это деяние в виде обязательных работ на срок до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до одного года. Также предлагается новая редакция части второй статьи 245 УК РФ с санкцией в виде лишения свободы на срок до трёх лет.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Часть первая статьи 245 УК РФ в действующей редакции предусматривает ответственность за жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Организация и проведение собачьих и иных боёв, приводящих к гибели или увечью животных, в настоящее время признаётся жестоким обращением с животными и квалифицируется по части первой статьи 245 УК РФ. Взимание платы либо принятие ставок на победителя характерно для организации таких боёв и является корыстным мотивом этого преступления.
Таким образом, с дополнением действующей нормы частью 1.1 в редакции проекта, по нашему мнению, нарушится логика построения этой уголовно-правовой нормы, поскольку новая часть, сформулированная как формальный состав преступления, в котором деяние не связано с наступлением общественно опасных последствий, предполагает более тяжкое наказание, чем в части первой статьи 245 УК РФ в действующей редакции, обязательным признаком которой являются последствия в виде гибели или увечья животного.
Санкция части второй статьи 245 УК РФ в редакции проекта предусматривает безальтернативное наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем согласно статье 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений. Следовательно, меры государственного принуждения должны быть в максимальной степени подчинены задачам исправления осуждённого. По нашему мнению, санкция рассматриваемой уголовной нормы должна отвечать этим задачам и содержать виды наказаний не связанные с лишением свободы, чтобы суду была предоставлена возможность назначения наиболее оптимального наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступлений, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Учитывая изложенное, Верховный Суд Российской Федерации считает возможным поддержать данный законопроект в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации при условии его доработки.
|
А.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.