Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 354360-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "торговая сеть") внесен депутатами Государственной Думы Б.К. Балашовым, В.В. Якушевым, М.Х. Юсуповым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, А.Б. Василенко и А.Ю. Мурга в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 354360-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "торговая сеть"), внесенный депутатами Государственной Думы Б.К. Балашовым, В.В. Якушевым, М.Х. Юсуповым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, А.Б. Василенко и А.Ю. Мургой в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в пункт 8 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 381-ФЗ), излагая в новой редакции определение "торговой сети", как "совокупность десяти и более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 квадратных метров каждый, которые находятся под общим управлением, или совокупность десяти и более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 квадратных метров каждый, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на развитие малого и среднего предпринимательства и на повышение предпринимательской активности в сфере торговли, для чего предлагается устранить ряд жестких запретов и предписаний ФЗ N 381-ФЗ, затрагивающих широкий круг субъектов торговой деятельности, в том числе субъектов, не обладающих фактической "рыночной властью".
В рамках ФЗ N 381-ФЗ под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Данная редакция принята исходя из необходимости учета особенностей осуществления торговой деятельности не только в крупных городах, но и, что особенно важно, в небольших поселениях. В небольших городах и поселениях значительное влияние на уровень цен и розничный оборот продовольственных товаров может оказывать один, два магазина, однако, с учетом новой редакции определения "торговой сети" такие торговые объекты вообще будут выведены из-под антимонопольного регулирования.
Помимо этого, из-под антимонопольного регулирования будут выведены нестационарные торговые объекты. Определенное количество (менее десяти) находящихся под общим управлением таких объектов, которые занимают площадь менее 50 квадратных метров каждый и которые присоединены к сетям инженерно-технического обеспечения способны оказывать негативное влияние на деятельность других субъектов и привести к ограничению конкуренции. Доступ субъектов торговой деятельности на товарный рынок такого города (поселения) окажется крайне затруднительным.
Следует отметить, что требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность посредством организации торговой сети, устанавливались ФЗ N 381-ФЗ в связи с необходимостью пресечения злоупотреблений, возникающих при заключении и исполнении договора поставки, а также с целью формирования конкурентной среды в торговой сфере, которая позволяла бы в равной степени развиваться разным форматам торговли на различных территориях.
С этой целью ФЗ N 381-ФЗ в отношении торговых сетей введены обязательные требования, например, ст. 9 обязывает торговую сеть обеспечить доступ поставщиков к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
Кроме этого, особое значение в урегулировании правоотношений с участием торговых сетей отводится антимонопольному регулированию.
Так, на основании статьи 13 ФЗ N 381-ФЗ для всех хозяйствующих субъектов установлен взаимный запрет на создание дискриминационных и невыгодных контрагенту условий как при заключении и исполнении договора поставки, так и при осуществлении хозяйственной деятельности в целом.
Статьей 14 ФЗ N 381-ФЗ введено ограничение на приобретение, аренду хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов в случае, если доля такого субъекта превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. Данная норма сдерживает монополизацию рынка продовольствия и оказывает существенное влияние на формирование конкурентной среды, при этом, ключевое значение имеет объем реализации продовольственных товаров, а не количество и общая площадь торговых объектов.
Комитет отмечает, что сокращение числа субъектов, подлежащих антимонопольному регулированию, которое произойдет в случае принятия законопроекта, окажет неблагоприятное воздействие на конкуренцию на товарных рынках определенных территорий и может привести, фактически меняя концепцию ФЗ N 381-ФЗ, к возврату негативной практики во взаимоотношениях торговых организаций и поставщиков при заключении договоров поставки.
Смещение акцента при определении критериев отнесения торговых объектов к торговым сетям в основном на количественные характеристики представляется недостаточно обоснованном.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 354360-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "торговая сеть"), внесенный депутатами Государственной Думы Б.К. Балашовым, В.В. Якушевым, М.Х. Юсуповым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, А.Б. Василенко и А.Ю. Мурга в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.