Досье на проект федерального закона
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), целями которого являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд. Тем не менее, не все нормы Федерального закона в достаточной мере отвечают указанным целям.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона: "Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром".
В соответствии с указанной нормой, заказчик по общему правилу самостоятельно определяет необходимость установления гарантийных сроков, что является оправданным далеко не во всех случаях, в частности это недопустимо в области дорожной деятельности.
По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие на территории России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Не последнюю роль в таком положении дел играет недостаточно проработанный вопрос определения гарантийных сроков в сфере дорожной деятельности.
На сегодняшний день требования к гарантийным срокам в отношении федеральных автомобильных дорог установлены распоряжением Минтранса России от 07.05.2003 N ИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них". Согласно указанному распоряжению гарантийный срок на нижний слой дорожного покрытия должен устанавливаться сроком от 5 лет, а на верхний слой от 4 лет. Данное требование к гарантийным срокам способствует поддержанию федеральных трасс в удовлетворительном состоянии. При этом, распоряжением территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовано применять аналогичные гарантийные сроки. Однако, на практике, большинство субъектов не пользуются данными рекомендациями в отношении дорог регионального и местного значения. Подтверждением указанного довода могут служить результаты "Экспедиции "Россия-2014", прошедшей летом 2014 года под эгидой Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" (далее - ОНФ) в форме автопробега по российским городам (далее - Экспедиция).
Экспедиция за 59 дней преодолела путь от Владивостока до Севастополя протяженностью в 20 тысяч километров по федеральным и региональным дорогам России. С помощью инновационной многоканальной установки "Кондор", разработанной Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (позволяет на 3 м сканировать дорожное покрытие), и наблюдений экспертов было выявлено, что нормативным требованиям не соответствуют более половины федеральных автодорог и большинство дорог регионального и местного значения. Характерными недостатками являются дефекты дорожного покрытия, отсутствие освещения проезжей части в темное время суток, обустроенных пешеходных переходов, конструктивно выделенных разделительных полос, дорожного ограждения, неправильная дорожная разметка.
Наряду с этим, в ходе Экспедиции активистами ОНФ был подтвержден довод об отсутствии в регионах единого подхода к установлению гарантийных сроков на работы в сфере дорожной деятельности. Так, например, гарантийный срок на дорожное покрытие в г. Астрахани составляет 2 года, в городах Сочи, Биробиджане и Грозном - 3 года, в Липецке и Ульяновске - 4 года, а в Томске и Нижнем Новгороде - 5 лет. В г. Калуге, согласно заключенным контрактам, устанавливаются гарантийные сроки двух видов: 3 года и 5 лет, а в Красноярске на большинство дорог установлен гарантийный срок 2 года, в меньшей степени 4 года и всего 5 дорог имеют гарантийный срок 5 лет. Во Владикавказе гарантийные сроки также варьируются. Все это свидетельствует о необходимости установления единых требований к гарантийным срокам на автомобильные дороги регионального и местного значения.
Сегодня в случае, когда заказчиком работ в сфере дорожной деятельности не установлены в контракте требования к гарантийному сроку, то может быть применена норма гражданского законодательства. Так, в соответствии с частью 2 статьи 724 Гражданского кодекса РФ, когда на результат работ не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота. Необходимо отметить, что двухлетний гарантийный срок для дорожного покрытия автомобильных дорог является слишком коротким.
Отсутствие в российском законодательстве требований к гарантийным срокам на работы в сфере дорожной деятельности и установление таких сроков на усмотрение заказчика, снижает уровень прозрачности на этом цикле закупок и способствует росту коррупции. Состояние автомобильных дорог на территории Российской Федерации, в том числе свидетельствует о неспособности заказчиков самостоятельно урегулировать данный вопрос.
Следует отметить, что ФАС России поддерживает идею законопроекта, отмечая, что введение для заказчика обязанности устанавливать требования к гарантийному сроку снижает коррупционные риски.
Законопроектом предлагается закрепить установление гарантийных сроков на работы в сфере дорожной деятельности заказчиком в обязательном порядке. При этом конкретные требования к гарантийным срокам (продолжительность) и к объему предоставления гарантий их качества должны будут устанавливаться подзаконным нормативным актом Правительства РФ. Принимая во внимание то, что Правительству РФ понадобится определенное время для разработки, обсуждения и принятия указанного акта считаем целесообразным, чтобы норма об установлении гарантийных сроков заказчиком вступила в силу с 1 января 2016 года.
Считаем, что принятие законопроекта позволит повысить качество выполняемых работ в сфере дорожного строительства и будет способствовать поддержанию дорог регионального и местного значения в удовлетворительном состоянии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть 4 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения актов федерального законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.