Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 555658-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее. В связи с изменениями, вносимыми новой частью 5.1 в статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 законопроекта) полагаем необходимым согласовать полномочие Президента Российской Федерации по установлению перечня территорий и полномочие федерального органа исполнительной власти по определению границ этих территорий, так как установление перечня территорий, по нашему мнению, включает в себя и определение их границ.
Кроме того, в отношении проектируемой части 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обращаем внимание на то, что в соответствии с положениями пункта 9 статьи 1, статьи 36 Кодекса градостроительный регламент устанавливается, а не утверждается. Необходимо учитывать, что градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки (часть 2 статьи 30 Кодекса), поэтому в рассматриваемом положении законопроекта следует вести речь не о согласовании утверждения градостроительных регламентов и внесения в них изменений с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а о согласовании с таким органом правил землепользования и застройки в части устанавливаемых градостроительных регламентов и, соответственно, о согласовании внесения изменений в указанные правила, если эти изменения касаются установленных градостроительных регламентов.
Учитывая, что в проектируемой части 8.2 статьи 31 Кодекса речь идет о согласовании правил землепользования и застройки с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, полагаем целесообразным доработать пункты 1 и 2 статьи 2 законопроекта, объединив их в один пункт. На наш взгляд, положения пунктов 1 и 2 статьи 2 законопроекта нуждаются также в доработке в части положений о согласовании градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки в отношении земельных участков и объектов недвижимости, "имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение", в отсутствие критериев определения особо ценного их значения.
В связи с тем, что законопроектом (подпункт "б" статьи 4) вносятся изменения в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", уточняющие объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, необходимо также внести соответствующие изменения в статью 49 Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт "б" статьи 4" следует читать "подпункт "б" части 1 статьи 4"
В пункте 4 статьи 3 законопроекта слова "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" следует заменить словами "уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти", приведя в соответствие с терминологией, употребляемой в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ). Аналогичное замечание относится к проектируемым статьям 5 и 16 Федерального закона N 26-ФЗ (пункты 5, 11 статьи 3 законопроекта).
Из редакции подпункта "в" подпункта 2 пункта 1 новой редакции статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ, по нашему мнению, неясно, как будут разграничиваться полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В абзаце девятом проектируемой статьи 4.1 Федерального закона N 26-ФЗ (пункт 5 статьи 3 законопроекта), по нашему мнению, следует уточнить, что речь идет о направлении уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации представлений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, а в абзаце четвертом проектируемой статьи 5 Федерального закона N 26-ФЗ необходимо предусмотреть направление соответствующих представлений, а не предложений, что будет соответствовать подпункту 1 пункта 1 проектируемой статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ (пункт 4 статьи 3 законопроекта). Аналогичное замечание относится к абзацу второму проектируемой статьи 6 Федерального закона N 26-ФЗ. Кроме того, в абзаце втором проектируемой статьи 6 Федерального закона N 26-ФЗ следует указать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 проектируемой статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ.
Редакцию пункта 11 проектируемой статьи 15 Федерального закона N 26-ФЗ (пункт 11 статьи 3 законопроекта) следует согласовать с абзацем третьим проектируемой статьи 5 Федерального закона N 26-ФЗ в части полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по принятию решения об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.
Согласно пункту 12 проектируемой статьи 15 Федерального закона N 26-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок признания природного лечебного ресурса истощенным (утраченным). При этом указанное полномочие не предусмотрено проектируемой статьей 4 Федерального закона N 26-ФЗ, содержащей закрытый перечень полномочий Правительства Российской Федерации.
Пункт 1 проектируемой статьи 16 Федерального закона N 26-ФЗ, по нашему мнению, нуждается в уточнении с учетом принципа разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), предусмотренного пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, поскольку государственный контроль в области обеспечения охраны природных лечебных ресурсов предлагается осуществлять в рамках государственного экологического надзора и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полагаем, что следует говорить о государственном надзоре, а не контроле в указанной сфере деятельности.
В отношении дополнения пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 1 статьи 6 законопроекта) только полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по признанию территории лечебно-оздоровительной местностью и курортом и направлению представлений в Правительство Российской Федерации обращаем внимание на то, что в соответствии с проектируемой статьей 5 Федерального закона N 26-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют и иные полномочия в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирования курортного фонда. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 6 законопроекта в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для описания местонахождения границ и установления на местности границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, что не согласуется с полномочием, предлагаемым пунктом 1 статьи 6 законопроекта.
Статьей 7 законопроекта предусматривается уточнение терминологии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращаем внимание, что в соответствующих уточнениях нуждается также статья 12.31 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 8 законопроекта предлагается дополнить перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочием по осуществлению государственного контроля в области охраны и использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов. Обращаем внимание на то, что согласно пункту 3 статьи 8 законопроекта указанный вид контроля включается в государственный экологический надзор. При этом полномочие по осуществлению государственного экологического надзора уже содержится в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац седьмой статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Статья 9 законопроекта, дополняющая перечень вопросов местного значения муниципальных образований, не учитывает случаи направления представлений органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, предусмотренные подпунктом "в" подпункта 2 пункта 1 проектируемой статьи 3 Федерального закона N 26-ФЗ (пункт 4 статьи 3 законопроекта).
В отношении пункта 3 статьи 12 законопроекта обращаем внимание на то, что Федеральный закон N 26-ФЗ не предусматривает полномочий Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по признанию территорий курортными регионами (районами).
Пункт 7 статьи 12 законопроекта необходимо исключить как излишний, поскольку нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.
Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статьи в законопроектах о внесении изменений в законодательные акты должны располагаться в хронологическом порядке по дате их подписания.
В связи с тем, что абзац второй пункта 1 статьи 9, статьи 13 и 20 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признаются утратившими силу, необходимо признать утратившими силу изменения, ранее внесенные в данные структурные единицы. Для этого законопроект необходимо дополнить новой статьей 12, содержащей перечень утративших силу норм.
Иные замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: замечания на 8 л.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.