Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 617096-6 "О внесении изменений в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение административных правонарушений (статья 1.2), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1).
Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Устанавливая административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации), законодатель в силу имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы.
Из этого следует, что с изменением социальных и экономических обстоятельств, в частности свидетельствующих о возрастании негативных последствий тех или иных административных правонарушений, законодатель также вправе вводить более строгие санкции за их совершение, но с обязательным учетом того, что дифференциация составов административных правонарушений, а также определение мер административной ответственности не могут быть произвольными и должны основываться на объективных характеристиках административных правонарушений и соответствовать принципам и нормам Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытое административно-территориальное образование (далее - ЗАТО) создается в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Административное наказание за нарушение особого режима в ЗАТО в виде административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей несоразмерно тяжести совершенного административного правонарушения и не достигает превентивной цели административного наказания.
Так, например, Законодательным Собранием Челябинской области проанализированы сведения о фактах нарушения особого режима в следующих ЗАТО: городе Железногорске Красноярского края, городе Лесном Свердловской области, городе Новоуральске Свердловской области, городе Озерске Челябинской области, городе Сарове Нижегородской области, городе Северске Томской области, городе Снежинске Челябинской области, городе Трехгорном Челябинской области.
В результате проведенного анализа отмечен стабильно высокий уровень нарушений особого режима в 2010-2013 годах.
В структуре зафиксированных нарушений пропускного режима в указанных ЗАТО в 2010-2013 годах, а также в первом квартале 2014 года нарушения особого режима в ЗАТО составили 12477 случаев (37,9 процента). Кроме того, увеличивается количество случаев повторного нарушения особого режима в ЗАТО лицами, ранее совершившими аналогичное правонарушение.
Таким образом, административное наказание за нарушение особого режима в ЗАТО в виде административного штрафа в размере от ста до одной тысячи рублей несоразмерно тяжести совершенного административного правонарушения и не достигает превентивной цели административного наказания.
В связи с изложенным, соблюдение установленного указанным законом особого режима в ЗАТО является необходимым условием обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации и свидетельствует о недостаточности санкции статьи 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о необходимости установления более строгих мер ответственности.
Представленным проектом федерального закона предлагается увеличить размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.