Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 561208-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 561208-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год" в части вопросов ведения Комитета и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 561208-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год"" внесен в Государственную Думу 09 июля 2014 года Правительством Российской Федерации.
Основные направления реализации бюджетной политики в 2013 году определялись Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Следует отметить, что в 2013 году наблюдалось снижение как номинальных, так и реальных темпов роста российской экономики. В первую очередь на замедление темпов роста повлияла нестабильная внешнеэкономическая ситуация, а также снижение цен на нефть.
Основные показатели федерального бюджета на 2013 год впервые были утверждены в 2010 году (Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов") в соответствии с законодательно установленным принципом "скользящей трехлетки".
В Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) в 2013 году вносились изменения федеральными законами от 07.06.2013 г. N 133-ФЗ, от 02.12.2013 г. N 348-ФЗ, в том числе и в основные характеристики федерального бюджета на 2013 год.
Необходимо отметить, что в 2013 году достигнут наиболее высокий за последние годы уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета по отношению к законодательно утвержденному объему расходов - 99,7% и уточненной росписи - 99,1 процента.
По данным Федеральной налоговой службы на 1 января 2014 года совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации составила 1 099 314,0 млн. рублей, в том числе по федеральным налогам и сборам - 898 519,9 млн. рублей.
Совокупная задолженность по сравнению с суммой задолженности на 1 января 2013 года возросла на 51 756,2 млн. рублей, по федеральным налогам и сборам увеличение задолженности составило 24 946,1 млн. рублей.
При этом основная доля задолженности по федеральным налогам и сборам приходится на следующие субъекты Российской Федерации: г. Москва (30,8%), Московская область (5,0%), Новосибирская область (3,9%), Краснодарский край (3,8%), г. Санкт-Петербург (3,4%), Кемеровская область (2,9%).
Вместе с тем по ряду субъектов Российской Федерации за 2013 год задолженность по федеральным налогам и сборам снизилась. К ним относятся: Республика Марий Эл (в 1,6 раза), Республика Коми (в 1,4 раза), Ярославская область (в 1,4 раза), Липецкая область (в 1,4 раза), Вологодская область (в 1,2 раза), Республика Бурятия (в 1,2 раза).
Также необходимо отметить, что в 2013 году произошло увеличение суммы недоимки по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 38 670,5 млн. рублей, по федеральным налогам и сборам - увеличение на 18 019,9 млн. рублей.
Увеличение суммы недоимки по федеральным налогам и сборам произошло в 56 субъектах Российской Федерации, в том числе наиболее значительное - в Еврейской автономной области (в 1,8 раза), Сахалинской области (в 1,8 раза), Волгоградской области (в 1,8 раза), Костромской области (в 1,8 раза), Липецкой области (в 1,5 раза), Владимирской области (в 1,5 раза).
Однако результаты проверки и анализа Счетной палаты Российской Федерации показывают, что меры по существенному улучшению качества управления государственными финансами, особенно на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, не приняты. Остается значительным общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью (с изменениями), который в 2013 году составил 121,4 млрд. рублей, или 0,9%.
В 2013 году Правительством Российской Федерации осуществлялась работа по реализации мероприятий, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
На исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в 2013 году предусмотрено 24 832,9 млн. рублей, из них 24 658,9 млн. рублей выделены на мероприятия по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в том числе обеспечению транспортных связей труднодоступных территорий, в том числе на:
- обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий Сибири и Дальнего Востока - 10 732,5 млн. рублей (кассовое исполнение - 94,5%);
- реализацию мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года" - 4 406,4 млн. рублей (кассовое исполнение - 100%);
- предоставление субсидий организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны - 4 900,0 млн. рублей (кассовое исполнение - 100%);
- реализацию инвестиционного проекта "Восточный полигон" (Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали) - 4 620 млн. рублей (кассовое исполнение - 100%).
Транспортные связи труднодоступных территорий Сибири и Дальнего Востока обеспечивались путем предоставления субсидий:
- на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока - 3 605,0 млн. рублей (кассовое исполнение - 95%);
- федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 2 965,1 млн. рублей (кассовое исполнение - 96%);
- на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок - 1 812,0 млн. рублей (кассовое исполнение - 89,7%);
- организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети - 1 350,0 млн. рублей (кассовое исполнение - 94,4%);
- на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом с Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов - 900,0 млн. рублей (кассовое исполнение - 96,3%);
- на возмещение ЗАО "Терминал Владивосток" части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в государственной корпорации Внешэкономбанк в 2010 году на строительство нового пассажирского терминала в аэропорту г. Владивостока, - 100,4 млн. рублей (кассовое исполнение - 100%).
Выделенные из федерального бюджета средства на реализацию указанных мероприятий позволили:
- перевезти посредством воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока 516,6 тыс. человек при плановом значении 320 тыс. человек;
- увеличить количество самолето-вылетов из аэропортов, включенных в федеральные казенные предприятия, до 22,5 тыс. единиц при плановом значении 21,3 тыс. единиц;
- предоставить государственную поддержку 43 воздушным судам;
- обеспечить конкурентоспособность выпущенных в г. Владивостоке автомобилей на основных рынках продаж в европейской части России (64 392 перевезенных автомобилей при плановом значении - 62 000 перевезенных автомобилей), что позволило продолжить реализацию инвестиционного проекта развития в г. Владивостоке мощностей полного цикла по выпуску 100 тыс. автомобилей в год;
- реализовать запланированные мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года".
Необходимо отметить, что в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 1431-р, от 5 сентября 2013 г. N 1592-р, от 11 октября 2013 г. N 1846-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий субъектам Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 13 904,8 млн. рублей, в том числе Республике Саха (Якутия) - до 924,1 млн. рублей, Приморскому краю - до 589,1 млн. рублей, Хабаровскому краю - до 5 506,2 млн. рублей, Еврейской автономной области - до 1 086,4 млн. рублей, Амурской области - 5 716,4 млн. рублей, Магаданской области - 82,6 млн. рублей.
Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2013 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" общий объем расходов федерального бюджета не изменялся, но за счет экономии, образовавшейся в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году, обеспечивался ряд первоочередных мероприятий, исполнение которых осуществлено в декабре 2013 года, в том числе:
- ликвидация последствий крупномасштабного наводнения на территории Дальневосточного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; компенсация выпадающих доходов ОАО "РЖД", возникающих в связи с перевозкой железнодорожным транспортом в пострадавшие от наводнения районы угля, товаров первой необходимости, плодоовощной продукции, кормов для животноводства, строительных материалов для осуществления восстановительных работ; дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях оказания единовременной материальной помощи гражданам в связи с частичной утратой имущества);
- предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в целях компенсации снижения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставления дотаций отдельным субъектам Российской Федерации, компенсации снижения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2013 году в сравнении с уровнем 2012 года.
Федеральные целевые программы
В целом, из 49 федеральных целевых программ (далее - ФЦП), реализация которых осуществлялась в 2013 году, по 10 ФЦП кассовое исполнение расходов составило 100,0%, по 22 ФЦП от 95,0 до 99,9%, по 9 ФЦП от 90,0 до 95,0%, по 7 ФЦП кассовое исполнение составило от 90,0 до 81,0% к уточненной росписи.
Вместе с тем, как отмечает Счетная палата, по результатам анализа реализации ФЦП, срок действия которых заканчивается после 2013 года, по отдельным ФЦП не были достигнуты запланированные цели, задачи и результаты, не в полном объеме выполнены мероприятия, предусмотренные паспортами программ.
В 2013 году не в полном объеме выполнены целевые индикаторы и показатели эффективности, установленные по ФЦП.
По данным Минэкономразвития России, всего на 2013 год были предусмотрены к выполнению 817 целевых индикаторов и показателей по 46 программам, из них в полном объеме достигнут 581 целевой индикатор и показатель (71,1%), 170 - достигнуты не в полном объеме (20,8%), 50 - не выполнены полностью (6,1%), по 16 индикаторам (1,9%) сведения об уровне выполнения не представлены.
По ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в 2013 году изменения внесены дважды, в результате которых объем финансирования за счет всех источников увеличился на 7,3%, объем финансирования за счет средств федерального бюджета увеличен на 3,4% (1 463,9 млн. рублей) и приведен в соответствие с показателями федерального закона о федеральном бюджете. Не исполнены плановые значения по 7 из 24 целевых индикаторов и показателей. Так, затраты на закупку привозного топлива превысили запланированный объем в Республике Саха (Якутия) в 3 раза, в Камчатском крае - в 1,7 раза.
По ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" 9 из 32 целевых индикаторов и показателей не исполнены. Вдвое ниже намеченного уровня сложилась доля инвестиций в основной капитал за счет заемных средств, только на 61 % запланированного объема обеспечены налоговые поступления от рыбохозяйственного комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области, запланированный объем иностранных инвестиций в экономику Курильских островов 3,1 млн. долларов США полностью не исполнен.
Исполнение ФЦП, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2013 году
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов |
Сводная бюджетная роспись |
Кассовое исполнение |
% исполнения |
|
по отчету |
по результатам проверок |
||||
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" |
44 402,0 |
54 476,2 |
52 871,6 |
52 871,6 |
97,1 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
43 344,8 |
43 238,8 |
42 478,3 |
42 478,3 |
98,2 |
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" |
3 344,3 |
3 344,3 |
3 301,2 |
3 301,2 |
98,7 |
Комитет отмечает, что в ряде субъектов ежегодно не выполняется задача по выделению жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Так, в Республике Калмыкия, Удмуртской, Чувашской Республиках, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Тульской областях реализованы не в полном объеме бюджетные ассигнования на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При этом кассовое исполнение расходов федерального бюджета на приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составили 2 819, 2 млн. рублей или 98,95% к бюджетным ассигнованиям, предусмотренных Федеральным законом N 216-ФЗ.
Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" составило 52 871,6 млн. рублей или 97,1% к бюджетным ассигнованиям, предусмотренных Федеральным законом N 216-ФЗ.
В ходе реализации намеченных мероприятий по направлению "ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" достигнуты следующие результаты:
в рамках мероприятия "Взнос в уставный капитал ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (г. Москва)":
- по объекту "Строительство 2-х цепной ВЛ-220 кВ Татаурово - Горячинская - Баргузин с ПС 220 Горячинская, ПС 220 Баргузин и реконструкция ОРУ 220 кВ на ПС 220 Татаурово (пусковой комплекс 1-го этапа строительства)" - вырублено просеки 650 га, выполнен монтаж 683 фундаментов опор, выполнен монтаж 680 опор, смонтировано 112 км провода. На ПС 220 кВ Горячинская произведен монтаж внешнего ограждения - 1050 м, осуществлена прокладка сетей водоснабжения - 800 м и прокладка сетей канализации - 384 м, произведено устройство фундаментов и монтаж АТ1и АТ2, устройство фундамента здания гаража - 385,4 м3, осуществлена отсыпка подъездной автодороги 243,5 м, произведено устройство фундамента здания насосной 1 - 213,7 м3, осуществлена кладка стен здания проходной - 75 м3. На ПС Татаурово смонтировано оборудование 2-х линейных ячеек ОРУ 220 кВ;
- по объекту "Строительство ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах - Томмот - Майя с ПС 220 кВ Томмот и ПС 220 кВ Майя" - выполнен монтаж 1287 фундаментов; смонтировано 1287 опор; смонтировано 434,7 км провода;
в рамках мероприятия "Взнос в уставный капитал ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (г. Владивосток)" с целью строительства воздушных линий (ВЛ) :
- по объекту "Строительство ВЛ 220 кВ Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй, с отпайкой до НПС N 14, Республика Саха (Якутия)", в том числе строительство объекта "Строительство двух одноцепных ВЛ 220 кВ "Городская (Ленск) - Пеледуй" с ПС 220/110/10 кВ Пеледуй", - вырублено просеки 1612,1 га, собрано и установлено 1217 опор, смонтировано 366 км провода, смонтировано 25 шт. порталов и мачт освещения, произведен монтаж аккумуляторных батарей, произведена прокладка и подключение силовых и контрольных кабелей;
- по объекту "Строительство ВЛ 35/110 кВ "Оротукан-Палатка-Центральная, Магаданская область" - заключен договор на доработку ПСД с ЗАО "ЭнергоСтройПроект", генеральным подрядчиком обустроен вахтовый поселок, ведутся работы по разбивке центров опор и вырубке просеки;
в рамках мероприятия "Реализация мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года":
- по объекту "Газопровод Средневилюйское газоконденсатное месторождение - Мастах - Берге - Якутск (3-я нитка), Республика Саха (Якутия)" - на участке км 0 - км 32,61 выполнялись следующие работы: подготовлена территория строительства, выполнена расчистка трассы от лесорастительности (32,61 км), проведены земляные работы (32,61 км), сварка трубопровода (32,61 км), укладка трубы в траншею 32,61 км. Выполнена балластировка трубопровода (10,61 км), очистка полости и испытание газопровода (32,61 км);
- по объекту "Энергетический центр в с. Омолон с инженерными сетями" (Чукотский автономный округ) - на объекте выполнены демонтажные работы (разборка старых трубопроводов отопления и холодного водоснабжения, демонтаж деревянных лотков); общестроительные работы по главному корпусу, работы по монтажу тепломеханического оборудования на главном корпусе, общестроительные работы по водопроводной насосной станции и по складу дизельного топлива, работы по устройству наружных сетей холодного водоснабжения; произведен монтаж оборудования (дизель-генераторных установок, осевых воздушных конденсаторов и глушителей). Завершена наружная прокладка трубопроводов отопления и водоснабжения;
- по объекту "Реконструкция высоковольтных линий 10кВ (230 км) на территории Агинского Бурятского автономного округа" (Забайкальский край) выполнена реконструкция электролиний напряжением 10 кВ протяженностью 57 км.
В ходе реализации намеченных мероприятий по направлению "ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" достигнуты следующие результаты:
- по объекту "Строительство и реконструкция систем топливообеспечения. Северо-Курильский район, остров Парамушир" завершено строительство насосной продуктовой станции и очистных сооружений, устройство трех резервуаров для хранения дизельного топлива объемом по 1,0 тыс. м3, выполнено обвалование резервуаров с устройством железобетонного покрытия, смонтирован топливопровод (3,4 км), ограждение территории с устройством КПП;
- по объекту "Строительство и реконструкция систем энергообеспечения, Курильский район, остров Итуруп" выполнена подготовка территории, доставлена и смонтирована распределительная подстанция (РП-6), доставлены на стройплощадку четыре комплекта дизель-генераторов Caterpillar, а также материалы для строительства теплотрассы;
- по объекту "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах", в том числе:
первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск - на строительную площадку доставлены бинарная энергетическая установка и металлоконструкции для АБК, выполнены фундаменты под административно-бытовой корпус, насосную станцию пожаротушения, конденсатор с воздушным охлаждением, испаритель и эстакаду технологических трубопроводов и кабельных коробов.
вторая очередь, о. Кунашир, с. Головнино - смонтированы блочное модульное здание и комплектная трансформаторная подстанция, молниеотводы, три дизель-генератора, продуктовая насосная станция, устроена площадка для слива топлива и смонтирован топливопровод, завершено устройство фундаментов под две ветроустановки.
По целевой статье расходов "Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" предусмотрены субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в сумме 154,1 млн. рублей и субсидии, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, в сумме 85,9 млн. рублей.
Неисполненные назначения по данной целевой статье расходов составили 1,2 млн. рублей в связи с незаключением соглашений (в том числе дополнительных) с Республикой Хакасия, Забайкальским краем, Ленинградской, Иркутской, Свердловской областями и Ханты-Мансийским автономным округом - Югра. В нарушение условий соглашений не выполнены обязательства по финансированию мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на общую сумму 54,1 млн. рублей следующими регионами: Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Камчатский, Красноярский и Хабаровский края, Иркутская и Томская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Кроме того, не выполнены обязательства по финансированию мероприятий за счет средств муниципальных образований Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской и Томской областей, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в общем объеме 20,1 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета, составили 100,0% к бюджетным ассигнованиям, установленных Федеральным законом N 216-ФЗ, по следующим видам расходов:
- оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
- возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов, и мясных табунных лошадей;
- возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности;
- производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает принятие проекта федерального закона N 561208-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2013 год", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.