Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 618484-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" разработан в целях приведения названного Закона в соответствие с положениями уголовно-процессуального законодательства, устранения пробела в правовом регулировании отношений, регламентирующих основания подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Так, согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), или материалы об отказе в его возбуждении незамедлительно передаются органом внутренних дел или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа соответствующее постановление указанной комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел или прокурору.
В силу п. 2 означенной статьи в целях подготовки для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - материалы) органы внутренних дел и (или) органы прокуратуры направляют в соответствующие органы и учреждения запросы о представлении необходимых документов. Указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения.
Как следует из подпунктов 1 и 2 п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних", в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста, предусмотренного частями 1 или 2 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ следователям следственного комитета Российской Федерации подследственны уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
Однако до настоящего времени вопрос об обязанности следователей Следственного комитета Российской Федерации по направлению прекращенного уголовного дела в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, или материалов об отказе в его возбуждении в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав федеральным законодательством не регламентирован.
В связи с этим прекращенные уголовные дела, отказные материалы в отношении лиц указанной выше категории в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о применении к ним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа следователями Следственного комитета не направляются.
Приведению в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством по изложенным выше основаниям подлежат абзац второй п. 1, п. 2, подпункт 1 п. 3, абзацы первый и второй п. 3.1, п. 4.1 ст. 26, п.п. 1, 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ.
Кроме того, поскольку положениями УПК РФ не предусмотрено внесение прокурором протестов на приговоры и судебные постановления, предлагаем внести соответствующие изменения в статьи 22 и 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Проект означенного федерального закона направлялся для правовой оценки в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и был доработан с учетом заключения правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.