Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 618932-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении федерального полномочия по предоставлению гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - граждане, подвергшиеся воздействию радиации), компенсаций, пособий и иных выплат.
Сложившаяся практика предоставления Минфином России денежных компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, через территориальные органы Федерального казначейства не соответствует функциям данных федеральных органов исполнительной власти.
Законопроектом предусматривается передать с 1 января 2015 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия Российской Федерации по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим и лицам, приравненным к ним, пенсионерам из их числа и гражданскому персоналу органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и приравненная к ней служба).
Законопроектом определены компенсации, пособия и иные выплаты, полномочие по осуществлению которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом передача органам государственным власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению компенсационных выплат, производимых гражданам, подвергшимся воздействию радиации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных государственным внебюджетным фондам (пособие по временной нетрудоспособности, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплачиваемое гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, пособие по беременности и родам в размере 100 процентов среднего заработка, выплаты в повышенном размере пенсий в зависимости от времени проживания в зонах радиоактивного заражения, выплата в повышенных размерах стипендий и т.д.), а также по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, не предусматривается.
В соответствии с законопроектом общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия, предлагается определять на основе методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации, исходя из размеров компенсаций, пособий и иных выплат, а также численности граждан, имеющих на них право, и расходов по оплате услуг на их доставку.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета на указанные цели законопроектом предлагается возложить на Федеральную службу по труду и занятости, а функции по осуществлению контроля за их расходованием - на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и Счетную палату Российской Федерации.
Законопроектом в целях обеспечения полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия предусмотрено предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, права на принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере переданного полномочия.
Для осуществления Федеральной службой по труду и занятости возлагаемых на нее законопроектом функций предусматривается увеличение штатной численности сотрудников данного федерального органа исполнительной власти на 15 человек за счет соответствующего уменьшения штатной численности сотрудников Федерального казначейства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" (далее - законопроект) предполагается передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление федеральных полномочий по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Финансирование передаваемых полномочий предполагается осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели на очередной финансовый год.
Главным распорядителем средств федерального бюджета на указанные цели законопроектом предлагается определить Федеральную службу по труду и занятости, которой по согласованию с Федеральным казначейством предусмотрено увеличение штатной численности на 15 сотрудников за счет соответствующего уменьшения штатной численности сотрудников Федерального казначейства.
В 2013 году фактические расходы на меры социальной поддержки, федеральные полномочия по предоставлению которых законопроектом планируется передать субъектам Российской Федерации, составили 17 486 869,9 тыс. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в 2014 году на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, предусмотрено 19 043 982,8 тыс. рублей.
Объем ассигнований на реализацию законопроекта в 2015 году планируется установить в размере 14 853 602,8 тыс. рублей.
Уменьшение объема бюджетных ассигнований обусловлено тем, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N ДМ-П13-5168, связанным с обеспечением выполнения поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1558 по итогам совещания об определении основных подходов к формированию бюджетной и налоговой политики на 2015 - 2017 годы, МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено обеспечить пересмотр перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что повлечет возможное уменьшение численности граждан, проживающих на территориях, загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, снижение расходов федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки.
В связи с этим дополнительных средств федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 137 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. N 101 "О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869 "Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 439 "О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".
Кроме того, в связи с принятием указанного федерального закона потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего:
правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по выплате, включая доставку, компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
методику определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по выплате, включая доставку, компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Срок подготовки данных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - до 1 января 2015 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.