Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 621149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом создается механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестра), совершившего преступление, связанное с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также с незаконным сбытом или пересылкой растений, содержащих наркотические вещества или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, преступление, связанное с незаконным производством, сбытом или пересылкой прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также с незаконным сбытом или пересылкой растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ или преступление, связанное с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ , преступлений, совершенных лицами с использованием своего служебного положения, если их совершение связано с организацией, пособничеством, подстрекательством или исполнением преступлений, предусмотренных статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также у лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате совершения такого преступления и (или) является доходом от его совершения. Так, в случае, если уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за соответствующую проверку, обнаружит деньги, ценности, иное имущество либо иные доходы, законность приобретения которого не сможет быть подтверждена, такое имущество должно быть изъято в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В частности, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлено сведений, подтверждающих законность их приобретения.
Вышеуказанные нормы, прежде всего, распространяются не на всё содержание статей 228.1, 228.4, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а лишь на преступления, предусмотренные пунктом "б" части 3, пунктом "г" части 4, частью 5 статьи 228.1, части 1 и пунктом "в" части 2 статьи 228.4 или пунктом "в" части 2, частью 3 и пунктом "б" части 4 статьи 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также действие законопроекта распространяется лишь на лиц, совершивших преступления, предусмотренные на вышеуказанные части статей 228.1, 228.4, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и не затрагивает иные статьи Уголовного кодекса России, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с такими преступлениями (статьи 6.8, 6.9 КоАП РФ).
В частности, речь идет о совершении вышеуказанных преступлений в значительном, крупном или особо крупном размере. Определение значительного, крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ установлены Постановлением Правительства от 1 октября 2012 года N 1002.
Введение законопроектом аналогичного механизма по отношению к преступлению, совершенному лицом с использованием своего служебного положения, если его совершение связано с организацией, пособничеством, подстрекательством или исполнением преступлений, предусмотренных статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, безусловно, связано с тем, что ключевым, если не самым главным фактором и основой поддержки бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков, является его протекция со стороны должностных лиц, получающих за невмешательство и покровительство проценты от преступной, убийственной деятельности.
Все это - преступления, являющиеся главным катализатором развития наркомании в нашей стране и главной причиной доступности наркотиков. Все лица, совершающие такие преступления, используя при этом должностное положение, обязаны нести не только самое суровое наказание, но и лишиться всего, что было нажито на смерти других людей.
Назначение сурового наказания для таких лиц, предусмотренное Уголовным кодексом России, представляется обоснованным и соразмерным, но, тем не менее, не решает проблему возврата тех средств, которые преступник нажил благодаря преступной деятельности. Такие средства, безусловно, должны изыматься в пользу государства, поскольку деяния, благодаря которым данные средства были нажиты, являются преступными, а значит, их совершение, а также все последствия такого совершения в той или иной степени являются формой причинения убытков Российской Федерации, подлежащих возмещению.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.