Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает.
В условиях усиления глобальной конкуренции на рынках товарной продукции, роста дисбалансов в области мировой торговли, исчерпания потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития России и создания условий для перехода к инновационной модели экономического роста правовое оформление промышленной политики в форме федерального закона имеет исключительно важное значение для развития экономики государства и понимания всеми субъектами промышленности целей, задач, приоритетов и механизмов ее реализации.
Особую актуальность вопросы промышленной политики приобретают в связи с возникшими новыми политическими и экономическими угрозами и вызовами для Российской Федерации - введением экономических санкций, ограничением на зарубежных рынках кредитования и ухудшением инвестиционного рейтинга страны. В этих условиях концентрация административных и экономических сил и средств на решении важных вопросов промышленного развития требует усиления регулирующей роли государства.
В соответствии с концепцией, законопроект определяет цели, задачи и принципы промышленной политики в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие между субъектами промышленной деятельности, организациями инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Основные положения законопроекта включают:
- предмет регулирования, основные понятия, цели, задачи и принципы промышленной политики;
- полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, а также участие организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, учредителем или участником которых является Российская Федерация в разработке и реализации государственных программ;
- полномочия и состав Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации;
- перечень мер стимулирования промышленной деятельности;
- территориально-отраслевой принцип развития промышленности и его формы;
- особенности формирования и реализации промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе и особенности мер стимулирования промышленной деятельности.
Анализ законопроекта показывает, что он направлен на повышение роли государства в формировании и реализации промышленной политики, на внедрение новых инструментов промышленной политики для ускорения модернизации существующих технологических платформ и на развитие и внедрение инновационных платформ нового технологического уклада. Предлагаемые в законопроекте отраслевые и территориальные принципы и формы промышленного развития направлены на создание благоприятных условий для вовлечения в процесс технологического развития частного бизнеса, который, в конечном счете, и должен являться основным производителем и потребителем создаваемых инноваций в перспективе.
Законопроект впервые вводит на законодательном уровне понятия "промышленная политика", "отрасли промышленности" и "промышленная деятельность".
Безусловной новацией законопроекта является создание Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации с полномочиями совещательного органа для выработки рекомендаций и предложений по основным направлениям и содержанию промышленной политики. Образование данного Совета позволит более оперативно и открыто решать вопросы формирования и реализации промышленной политики.
Законопроект содержит ряд важных правовых новаций, таких как:
- специальный инвестиционный контракт сроком до 10 лет, экономический эффект от которого заключается не в получении в собственность государства имущества, а в создании добавочного продукта, новых рабочих мест, налоговых поступлениях от нового бизнеса;
- государственная информационная система промышленности, позволяющая автоматизировать процессы сбора, обработки информации в сфере промышленности, хранения такой информации, доступа к ней, предоставления и ее распространения.
Создание государственной информационной системы промышленности будет способствовать активизации информационного обмена, улучшению диалога и консолидации усилий между научными и частными промышленными организациями крупного, среднего и малого бизнеса по вопросам создания новых производств и внедрения новых технологий.
Законопроектом предусмотрено введение широкого перечня мер стимулирования промышленной деятельности, к основным из которых относятся:
- финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности;
- поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в рамках промышленной политики;
- информационная и консультационная поддержка субъектов промышленной деятельности;
- поддержка субъектов промышленной деятельности в области развития кадрового потенциала;
- поддержка субъектов промышленной деятельности в области внешнеэкономической деятельности.
По своей концепции законопроект является базовым законом в области нормативного правового регулирования вопросов развития промышленности. Вместе с тем, к законопроекту имеются замечания, а ряд положений требует дополнительного обсуждения и уточнения:
1. В соответствии со статьей 1 законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих между субъектами при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Однако, законопроект не содержит норм о порядке формирования и реализации (в том числе контроля) промышленной политики в Российской Федерации и не определяет форму документа, представляющего содержание промышленной политики.
Учитывая предмет регулирования данного законопроекта, объективную "рамочность" многих его положений, в дальнейшем целесообразно рассмотреть возможность дополнения его нормами, регулирующими: этапы формирования промышленной политики; способы реализации промышленной политики, включающие комплекс взаимоувязанных стратегических и программных документов по развитию промышленности (документы стратегического планирования; документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу; программы развития корпораций и др.); организацию проведения ее экспертизы; порядок финансирования и выбора мер стимулирования промышленной деятельности.
2. В абзаце 12 статьи 3 законопроекта дано определение понятия "промышленная политика", как "комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленного на развитие промышленного потенциала Российской Федерации ...". Однако, данный комплекс, как система взаимоувязанных мер, требует дальнейшего уточнения и развития.
Вместе с тем, необходимо отметить, что исходя из определений, вводимых Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целесообразно уточнить определение промышленной политики, как составной части социально-экономической политики государства, направленной на реализацию стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, выражающей отношение государства к промышленной деятельности и определяющей цели, направления, формы воздействия органов государственной власти Российской Федерации на отрасли промышленного производства.
3. В статье 4 законопроекта одним из основных принципов промышленной политики является применение мер стимулирования промышленной деятельности для достижения целевых показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования.
В соответствии с нормами Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, в которых должны быть определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
В связи с этим очевидно, что промышленная политика должна быть направлена на реализацию стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и формализована в виде документа стратегического планирования отрасли экономики (промышленности) или соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Это позволит в рамках действующего законодательства использовать установленные порядки государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования, общественного обсуждения, информационного обеспечения, мониторинга, контроля реализации и ответственности за результаты.
В связи с этим, законопроект целесообразно дополнить нормами о порядке формирования, исполнения и контроля исполнения отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации по вопросам промышленного развития и о наделении Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации соответствующими функциями в этой части.
4. В абзаце 9 статьи 3 законопроекта дано определение "отрасли промышленности", как совокупности видов промышленной деятельности в рамках одной или нескольких классификационных групп одного класса видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Данное определение исключает отнесение к одной отрасли одновременно товаров и связанных с ними услуг, так как они относятся к разным классам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и противоречит введенному законопроектом понятию "промышленная продукция", как совокупность товаров, работ и услуг, производимых в результате осуществления промышленной деятельности.
В связи с этим, целесообразно уточнить термин "отрасль промышленности" в части объединения видов промышленной деятельности в рамках одной или нескольких классификационных групп одного или нескольких классов видов экономической деятельности.
Кроме этого, целесообразно дополнить статью 3 законопроекта термином "вид промышленной деятельности".
5. В соответствии со статьей 1 к предмету регулирования законопроекта относятся отношения, возникающие, в том числе, между организациями инфраструктуры поддержки промышленной деятельности при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации. Однако, в законопроекте необходимо уточнить правовой статус этих организаций, порядок их участия в осуществлении мер стимулирования промышленной деятельности.
6. Целесообразно дополнить статью 9 законопроекта нормами о правовом положении Совета по промышленной политике при Президенте Российской Федерации (в качестве совещательного органа при Президенте Российской Федерации), чем руководствуется Совет в своей деятельности, права Совета.
Кроме этого, в законопроекте отсутствуют: порядок и форма представления Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложений Совета по формированию и реализации промышленной политики; механизмы согласования Советом позиции федеральных органов исполнительной власти и координации мер стимулирования промышленной деятельности.
7. Целесообразно законопроект дополнить статьей "Участники формирования и реализации государственной промышленной политики".
Комитет Государственной Думы по промышленности считает, что указанные недостатки не снижают актуальности и важности принятия федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", не нарушают концепции законопроекта и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.