Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" Комитет отмечает следующее.
В настоящее время отсутствует комплексный законодательный акт, регламентирующий отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 - 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.
В законопроекте определены следующие понятия: промышленная политика, промышленная деятельность; субъекты промышленной деятельности; отрасль промышленности; промышленная продукция, уполномоченный орган; меры стимулирования промышленной деятельности; промышленная инфраструктура; инфраструктура поддержки промышленной деятельности; промышленная продукция, не имеющая аналогов в Российской Федерации; освоение производства; внедрение результатов интеллектуальной деятельности; специальный инвестиционный контракт, индустриальный (промышленный) парк, промышленный кластер, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса, государственная информационная система промышленности.
Законопроектом предполагается включение в определение промышленной деятельности не только отраслей обрабатывающей промышленности, но и добывающей, в том числе производство электроэнергии, воды, газа.
Законопроект не предусматривает закрытого перечня мер стимулирования промышленной деятельности, а устанавливает либо особенности применения уже существующих мер стимулирования (например, особенности предоставления субсидий), либо новые, не предусмотренные действующим законодательством меры (например, субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, заключение специальных инвестиционных контрактов).
Порядок применения отдельных мер стимулирования промышленной деятельности, обозначенных в законопроекте, устанавливается иными актами федерального законодательства (в частности, Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации).
Законопроект предусматривает новую меру финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности - финансовая поддержка на возвратной основе с привлечением инфраструктуры поддержки промышленной деятельности в целях обеспечения доступа субъектов промышленности к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях.
Указанная поддержка предоставляется на реализацию субъектами промышленной деятельности проектов, соответствующих целям и задачам государственных программ, принимаемых в целях реализации промышленной политики.
Финансовая поддержка на возвратное финансирование может предоставляться за счет средств федерального бюджета (в том числе за счет бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Российской Федерации, принимаемых в целях реализации промышленной политики), средств организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
Особой мерой стимулирования промышленной деятельности является специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором (инвесторами), принимающим(и) на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и иные обязательства социально-экономического характера.
Основным отличием специального инвестиционного контракта от соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения является то, что государство не является инвестором в данном контракте, то есть не осуществляет вложение бюджетных средств или государственного имущества в объект инвестиций. Специальный инвестиционный контракт преследует совершенно иную цель - создать инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта, а не получить право собственности государства на созданный объект. Поэтому государство не вкладывает деньги или имущество в инвестиционный проект по специальному инвестиционному контракту, а представляет инвестору стимулирующие изъятия. Экономический эффект для государства от специального инвестиционного контракта заключается не в получении в собственность имущества, а в создании добавочного продукта, новых рабочих мест, налоговых поступлениях от нового бизнеса.
В заключении специальных инвестиционных контрактов могут участвовать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в целях предоставления инвестору (инвесторам) изъятий стимулирующего характера, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, потребует дополнительных источников финансирования предлагаемых к реализации мероприятий, а предоставление различного рода налоговых преференций субъектам промышленной деятельности приведет к риску недопоступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета, однако их объем в финансово-экономическом обосновании не определен. Так, законопроект устанавливает ряд экономических мер поддержки промышленности, включающий предоставление субсидий и налоговых преференций субъектам промышленной деятельности.
Статьей 11 законопроекта в рамках финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры поддержки промышленной деятельности предусмотрено предоставление налоговых льгот или иных налоговых преференций в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах установление специальных налоговых режимов или налоговых льгот субъектам промышленной деятельности должно быть отражено в налоговом законодательства. В связи с этим законопроект должен содержать соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Необходимо отметить, что отечественные законодатели уже не первое десятилетие работают над законом по рассматриваемой тематике, и сложность внесения надлежащих (действительно способных изменить ситуацию в этом вопросе) изменений в Налоговый кодекс является основным препятствием для принятия такого Федерального закона. Представляется, что отсутствие соответствующих новаций в Налоговый кодекс в тексте рассматриваемого законопроекта является концептуальным недостатком.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" в первом чтении, устранив высказанные замечания ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.Д. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.