Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 555597-6 "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Согласно статье 1 законопроекта его положения определяют цели, задачи и принципы промышленной политики в Российской Федерации, регулируют отношения, возникающие между субъектами промышленной деятельности, организациями инфраструктуры поддержки промышленной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование и систематизацию механизма правового регулирования указанных отношений на федеральном уровне. Нормы законопроекта устанавливают понятия "промышленная политика", "промышленная продукция" и ряд других понятий в сфере промышленной политике, полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной сфере, меры стимулирования промышленной деятельности, принципы территориального развития такой деятельности.
В то же время по законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
В пункте 6 части 3 статьи 5 законопроекта к компетенции федерального орган исполнительной власти в области промышленной политики предлагается отнести заключение с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о формировании и реализации промышленной политики, в которых предусматривается порядок согласования уполномоченным органом кандидатур руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации полномочия по формированию и реализации промышленной политики в соответствующих субъектах Российской Федерации.
В то же время в следует иметь виду, что в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), устанавливающим основополагающие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возможность осуществления указанного согласования кандидатур данных руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрена. Данное положение законопроекта нуждается в уточнении также с учетом того, что к указанным руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации может быть отнесено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в отношении которого нормами Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрен особый порядок избрания.
В соответствии с частью 1 статьи 6 законопроекта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики предлагается отнести принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования промышленной деятельности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организацию и осуществление научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в целях создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности для производства промышленной продукции, установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам и промышленным кластерам в целях применения к ним мер поддержки за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации и ряд других.
Необходимо учитывать, что указанные полномочия и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные в других статьях законопроекта (статьи 10, 11, 12, 13, 15, 17), не установлены нормами части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, в которой определяется исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Кроме того, предусмотренное в пункте 2 части 1 статьи 6 законопроекта полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и осуществлению научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в целях создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности для производства промышленной продукции нуждается в согласовании с пунктом 53 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым к компетенции субъектов Российской Федерации относится только организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации.
Нормы части 2 статьи 6 законопроекта предусматривают, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в установленном порядке отдельные полномочия в сфере промышленной политики органам местного самоуправления. В то же время данное положение необходимо привести в соответствие с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления могут (а не должны) наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 законопроекта органы местного самоуправления осуществляют стимулирование промышленной деятельности на территории муниципальных образований, если реализация соответствующих мер стимулирования промышленной деятельности определена как вопрос местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В то же время следует отметить, что данное полномочие и полномочия органов местного самоуправления, указанные в других статьях законопроекта (статьи 10, 11, 12, 13, 15 и 17) не согласуются с вопросами местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов, предусмотренным нормами статьей 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливающих исчерпывающий перечень таких вопросов. При этом нормами части 3 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ возможность установления дополнительных вопросов местного значения законами субъектов Российской Федерации предусмотрена только в отношении городских округов с внутригородским делением.
Нормами статей 10, 11, 12, 13, 15 и 17 законопроекта предусматриваются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, подлежащих осуществлению за счет средств соответствующих бюджетов, к которым относятся: предоставление субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, в области развития кадрового потенциала, внешнеэкономической деятельности, предоставление государственных и муниципальных преференций, иных видов поддержки.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В то же время, в связи с закреплением в законопроекте за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями дополнительных полномочий, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нормами законопроекта не предусматривается передача соответствующим бюджетам дополнительных источников доходов для финансового обеспечения новых расходных обязательств. Следует также иметь ввиду, что согласно положению пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим пролагаем, что в законопроекте необходимо четко разграничить полномочия по установлению и оказанию мер стимулирования промышленной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления или установить критерии такого разграничения полномочий.
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", содержащий закрытый перечень документов стратегического планирования, не предусматривает таких документов стратегического планирования, как "стратегия развития отраслей промышленности", "прогноз развития отраслей промышленности Российской Федерации" и "стратегия регионального развития Российской Федерации". В то же время указанные документы предусмотрены в статье 8, пункте 8 части 4 статьи 14, части 6 статьи 19, части 3 статьи 20 законопроекта, что не согласуется с нормами Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
В части 2 статьи 11 законопроекта предусматривается осуществление финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В то же время согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 78, 78.1, и 78.2) бюджетные средства в форме субсидий предоставляются:
- юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность);
- на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Следует отметить, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве отдельной формы субсидий - субсидии, предоставляемые на осуществление финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности, а также не регулируют порядок их предоставления. В связи с этим указанные положения законопроекта необходимо согласовать с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации либо внести в него соответствующие изменения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.