Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 621693-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 (основное мероприятие 2.14 "Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев" подпрограммы 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"), Минтрудом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью предлагаемых изменений является привлечение инвестиций частного бизнеса в сферу социального обслуживания граждан, а также создание для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, благоприятного налогового режима, аналогичного установленному для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяющих налоговую ставку 0 процентов в соответствии со статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным Минтруда России, по состоянию на 1 января 2014 г. очередь на получение социального обслуживания в стационарных условиях составляла 16,6 тыс. человек (в том числе 8 тыс. ожидали места более одного года), что свидетельствует об отставании развития сети организаций социального обслуживания от роста потребности в социальных услугах. По оценке Министерства, для сокращения очереди потребуется ежегодное увеличение количества мест в указанных организациях на 8 - 10%, а с учетом темпов устаревания материально-технической базы действующих стационарных организаций - не менее чем на 15%. Из 3757 зданий стационарных учреждений социального обслуживания 176 требуют реконструкции, 31 находится в аварийном состоянии, 96 - в ветхом.
По расчетам Минтруда России, к 2020 году общая численность населения, нуждающегося в стационарном социальном обслуживании (граждане пожилого возраста, инвалиды и дети-инвалиды), составит в среднем 330 тыс. человек, из них около 160 тыс. - граждане старше трудоспособного возраста (прирост по сравнению с уровнем 2012 года составит около 60 тыс. человек).
Законопроектом предусматривается уточнение терминологии в абзаце первом подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в целях освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания независимо от их нахождения в трудной жизненной ситуации.
Согласно действующей редакции указанной статьи не подлежит налогообложению реализация в том числе услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено понятие получателя социальных услуг, которое не устанавливает зависимость предоставления гражданину социальных услуг от его нахождения в трудной жизненной ситуации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую вопросы налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, пунктом 1.6, предусматривающим предоставление организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, права применения налоговой ставки 0 процентов.
Законопроектом также предусматривается дополнение Налогового кодекса Российской Федерации статьей 284.4, определяющей особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, а также устанавливающей, что перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения этой налоговой ставки утверждается Правительством Российской Федерации.
Налоговая ставка 0 процентов будет применяться указанными организациями с 1 января 2015 г. до 1 января 2020 г., при этом завершение льготного периода соответствует сроку, установленному для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Согласно нормам статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С учетом того, что экономические свойства социальных услуг (цена, прибыль, рентабельность) носят подчиненный характер по отношению к их общественной значимости, как правило, проекты, реализуемые в сфере социального обслуживания, низкорентабельные и имеют длительный срок окупаемости.
Указанные особенности обуславливают необходимость государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, преимущественно за счет прямого бюджетного финансирования (предоставление грантов, субсидий), что относится исходя из норм статьи 251 Кодекса к целевому финансированию и при определении налоговой базы не учитывается.
Таким образом, получение прибыли организациями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, в период до 2020 года не представляется возможным, поскольку полученные доходы будут направлены на обеспечение текущей деятельности, связанной с предоставлением социальных услуг, а также на погашение кредитов, полученных на строительство новых или реконструкцию существующих зданий организаций социального обслуживания.
С учетом изложенного принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, а также не приведет к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан".
Срок подготовки - январь 2015 г.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.