Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 621684-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения вынесения исполнительных документов в электронном виде)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 13.02.2014 г. N 1.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Федеральный закон от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), допускающие возможность выдачи (вынесения) исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Отсутствие в настоящее время законной возможности выдачи (вынесения) исполнительных документов в форме электронного документа является одним из основных препятствий реализации поручения Президента Российской Федерации от 15.12.2010 N Пр-3645 о формировании единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей при переходе ФССП России на принудительное исполнение в электронном виде.
Предлагаемые законопроектом изменения не предполагают наделения взыскателя правом ходатайствовать перед судом, иным уполномоченным органом о форме направления исполнительного документа для исполнения (в электронном виде или в бумажной форме). Выбор способа направления исполнительного документа для исполнения является прерогативой суда, получившего заявление взыскателя о направлении исполнительного документа для исполнения.
Необходимо отметить, что законопроектом не предусматривается обязательность вынесения исполнительного документа в электронной форме, но при этом предоставляется такая возможность по мере появления у органа, выдающего исполнительный документ, технической готовности. В этой связи реализация законопроекта будет осуществляться без затрат из федерального бюджета.
Между тем, доведение уполномоченного органа до состояния технической готовности к вынесению и направлению исполнительного документа в электронной форме впоследствии может потребовать дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. По данным Судебного департамента при Верховном Суде общий объем дополнительного финансирования работ и оборудования для организации взаимодействия ГАС "Правосудие" с АИС ФССП России составляет 198 850 тыс. рублей.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации содержит норму, наделяющую Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению форм бланков исполнительных листов, порядка их изготовления, учета, хранения и уничтожения. С учетом этого законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 428, а также статью 130 ГПК положениями о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к форматам исполнительных листов, судебных приказов, выданных (вынесенных) в форме электронных документов.
КоАП, УПК, АПК такой нормы не содержат, в связи с чем предлагается дополнить указанным положением Закон об исполнительном производстве, которое будет носить общий характер применительно к исполнительным документам, выданным (вынесенным) в рамках гражданского, арбитражного и уголовного процессов, а также в процессе производства по делу об административном правонарушении.
Законопроект содержит положения, предусматривающие возможность изготовления копии путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе, а также путем перевода постановления по делу об административных правонарушениях на бумажном носителе в документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Значительная часть постановлений по делу об административных правонарушениях выносится уполномоченными на то должностными лицами на месте совершения административного правонарушения без составления протокола. Невозможность вынесения постановления в электронной форме обусловлена отсутствием необходимых технических средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения вынесения исполнительных документов в электронном виде)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения вынесения исполнительных документов в электронном виде)" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения вынесения исполнительных документов в электронном виде)"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения вынесения исполнительных документов в электронном виде)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения выдачи (вынесения) исполнительных документов в электронном виде)"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения выдачи (вынесения) исполнительных документов в электронном виде)" потребуется принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к форматам исполнительных документов, вынесенных (представляемых) в форме электронного документа.
Принятие указанного акта необходимо для реализации права суда, иного уполномоченного органа на вынесение и направление исполнительного документа для исполнения в электронном виде.
Примерный срок подготовки - декабрь 2014 г.
Головной исполнитель по разработке проекта нормативного правового акта - Министерство юстиции Российской Федерации, соисполнители - Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба судебных приставов, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.