Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли жилищно-коммунального хозяйства),
внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.С. Тимченко, Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым, А.Н. Абалаковым, С.П. Кузиным, В.В. Ивановым, Р.Ф. Абубакировым, В.Ф. Шрейдером, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, А.П. Езубовым, М.В. Слипенчуком
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли жилищно-коммунального хозяйства) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.С. Тимченко, Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным и др.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральные законы "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "О газоснабжении в Российской Федерации", направленных на улучшение платежной дисциплины, как организаций, оказывающих коммунальные услуги, так и потребителей этих услуг, а также на обеспечение дополнительных возможностей собственникам управлять своим недвижимым имуществом и принимать соответствующие решения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить перечень оснований для проведения внеплановой проверки (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации), которую будут осуществлять органы государственного жилищного надзора, муниципального контроля с целью выявления нарушения порядка установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взноса на капитальный ремонт.
Также предусматривается наделение должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля дополнительным правом назначать проверки на предмет правомерности установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также взноса на капитальный ремонт.
Пунктами 2 - 5 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 45 - 48 ЖК РФ, уточняющие порядок и форму проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Предусматривается, в том числе возможность проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе управляющих или ресурсоснабжающих организаций.
Подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 1 статьи 155 ЖК РФ в части уточнения порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом ни законопроект, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не учитывают случаи заключения "прямых" договоров предоставления коммунальных услуг непосредственно между потребителем и поставщиком.
Пунктами 7 и 9 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить соответственно часть 1 статьи 156 и часть 4 статьи 158 ЖК РФ нормой, в соответствии с которой плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается с учетом утвержденного Правительством Российской Федерации состава минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядка их оказания и выполнения.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 8 статьи 1 законопроекта предлагается в статье 157 ЖК РФ предусмотреть нормы, в соответствии с которыми лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю неустойку в случае нарушения таким лицом порядка расчета платы за коммунальные услуги, а также в случае, если такое лицо не обеспечило непрерывность предоставления коммунальных услуг или предоставило потребителю коммунальные услуги ненадлежащего качества. При этом само определение нарушения порядка расчета в законопроекте отсутствует. Полагаем необходимым уточнить в законопроекте данное определение.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 статьи 1 законопроекта статью 157 ЖК РФ предлагается дополнить пунктом 5, предусматривающим норму, в соответствии с которой лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг, вправе предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме скидку при оплате коммунальных услуг, в том числе при условии авансовой оплаты, размер которой будет определяться в соответствии с условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается уточнение норм части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которым договором между управляющей организацией, ТСЖ ЖСК и ресурсоснабжающей организацией предусматривается обязанность предоставления коммунальных услуг, необходимых для содержания общего имущества собственников помещений.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 165 ЖК РФ "Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами" пунктом 4.1, в соответствии с которым органы местного самоуправления по обращению ресурсоснабжающей организации обязаны опубликовать информацию о наличии у управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, осуществляющих управление данными домами, подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктом 10 статьи 1" следует читать "Пунктом 11 статьи 1"
Статьи 2, 3, 4 и 5 законопроекта вносят изменения в Федеральный закон "О теплоснабжении", Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - отраслевые федеральные законы), в соответствии с которыми установление порядка расчета и предоставления скидок потребителям соответствующих коммунальных услуг является полномочиями Правительства Российской Федерации.
Также законопроект предусматривает закрепление в отраслевых федеральных законах штрафных санкций в пользу ресурсоснабжающих организаций при несвоевременной и (или) неполной оплате коммунальной услуги потребителем, в том числе лицом, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг, в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и по день фактической оплаты включительно
При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ в редакции законопроекта (подпункт "в" пункта 6 статьи 1) пени для лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, будут применяться, начиная с девяносто первого дня со дня наступления установленного срока оплаты и по день фактической выплаты включительно. До истечения девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, пени начисляются в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом указанным пунктом предусмотрено, что увеличение установленного в настоящей статье размера пеней не допускается.
По мнению Комитета, предлагаемые изменения, в том числе касающиеся повышения пени за неуплату (несвоевременную оплату) коммунальных услуг и процедуры проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по инициативе ресурсоснабжающих организаций, дадут дополнительный инструмент, который окажет некоторое положительное влияние на проблему задолженности в жилищно-коммунальной сфере.
Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые меры недостаточны для решения указанной проблемы. Увеличение штрафных санкций за неоплату коммунальных услуг, которые невозможно отключить (вода, тепло), не приведет к значительному уменьшению объемов задолженности.
Также Комитет обращает внимание на необходимость согласования положений законопроекта с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", а также с положениями проекта федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов", принятого в первом чтении 21 октября 2013 года.
Кроме того, по тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом представленных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.