Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 624453-6 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения" подготовлен в соответствии с результатами мониторинга правоприменения, проведенного институтами гражданского общества, содержащимися в Докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год.
В настоящее время частью 6 статьи 43 Федерального закона (далее - Закон о полиции) установлено, что в случае причинения сотруднику полиции (далее - сотрудник) в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация (далее - ежемесячная денежная компенсация) в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Законопроект направлен на сокращение перечня условий, необходимых для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, повышение прозрачности при реализации данной выплаты, исключение неоднозначного толкования в правоприменительной практике положений действующей редакции части 6 статьи 43 Закона о полиции и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также недопущение уменьшения величины ежемесячной денежной компенсации.
Законопроектом предлагается осуществлять выплату ежемесячной денежной компенсации при условии установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции, исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
Размеры ежемесячной денежной компенсации предлагается установить исходя из параметров денежного довольствия с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, что при определении размера ежемесячной денежной компенсации обеспечивает равные гарантии социальной защищенности соответствующих сотрудников.
В настоящее время согласно части 6 статьи 43 Закона о полиции одним из условий получения соответствующей ежемесячной денежной компенсации является получение пенсии по инвалидности, размер которой вычитается из размера утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции.
Значительное количество граждан Российской Федерации, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием, имеют право на получение пенсии за выслугу лет. При этом статьями 16 и 17 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении) предусмотрены соответствующие увеличения размера пенсии за выслугу лет и надбавка к пенсии за выслугу лет инвалидам. С учетом данных увеличений и надбавки размер пенсии за выслугу лет существенно превышает размер пенсии по инвалидности.
При этом следует учитывать, что согласно статье 43 Закона о пенсионном обеспечении с 1 января 2012 г. денежное довольствие для исчисления пенсии (должностной оклад, оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с 1 января 2012 г. учитывается в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г., ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. В связи с этим в соответствии с действующим механизмом исчисления ежемесячной денежной компенсации ее величина, начиная с 2013 года, ежегодно уменьшается.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной ими пенсии, а также избежать влияния размера назначенной и получаемой гражданином Российской Федерации пенсии по инвалидности на размер получаемой им ежемесячной денежной компенсации.
Законопроектом также предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой сотруднику в соответствии с действующим механизмом, окажется превышающим размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с механизмом, закрепляемым новой редакцией части 6 статьи 43 Закона о полиции, ежемесячная денежная компенсация выплачивается сотруднику в прежнем размере до возникновения у такого сотрудника права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения (далее - законопроект) предусматривает:
- сокращение перечня условий, необходимых для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (далее - ежемесячная компенсация);
- исключение неоднозначного толкования в правоприменительной практике положений действующей редакции части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих указанные правоотношения;
- недопущение уменьшения величины ежемесячной компенсации.
Законопроект не предусматривает увеличения размеров ежемесячной компенсации, что не влечет за собой дополнительной потребности средств федерального бюджета, необходимых для его реализации.
Расчет потребности средств, необходимых для реализации законопроекта
1. Исходные данные.
1.1. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете МВД России на выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности) в расчете на 2014 год - 3320,0 млн. рублей.
1.2. Расчетная численность получателей ежемесячной компенсации.
1.2.1. Согласно отчетных данных территориальных органов МВД России, в 2014 году на пенсионном учете в МВД России состоит инвалидов вследствие военной травмы:
Инвалидов I группы |
Инвалидов II группы |
Инвалидов III группы |
954 чел. |
12714 чел. |
5279 чел. |
1.2.2. Поправочные коэффициенты численности с учетом инвалидов вследствие военной травмы из числа:
- бывших военнослужащих внутренних войск МВД России - 7 процентов;
- уволенных со службы в органах внутренних дел до 1991 года - 4 процента;
- возможное увеличение численности + 2 процента.
Итого поправочный коэффициент - 9 процентов.
1.2.3. Расчетная численность получателей ежемесячной компенсации:
Инвалидов I группы |
Инвалидов II группы |
Инвалидов III группы |
868 чел. |
11570 чел. |
4795 чел. |
1.2.4. Расчетная сумма ежемесячной компенсации на 1 получателя:
Вид выплаты |
Размер (рублей) |
Должностной оклад (старший оперуполномоченный на районном уровне) |
15500 |
Оклад по специальному званию (майор полиции) |
11500 |
Итого (оклад месячного денежного содержания) |
27000 |
Ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (15 лет выслуги, 25 процентов ОДС) |
6750 |
Всего |
33750 |
2. Расчетные данные.
2.1. Потребность средств, необходимых для реализации законопроекта, в расчете на один (2014) год:
Категории получателей ежемесячной компенсации |
Количество получателей, в новых условиях* |
Норма |
Сумма выплаты (рублей в месяц) |
Сумма расходов в расчете на один месяц (млн. рублей) |
Сумма расходов в расчете на один год (млн. рублей) |
Инвалиды I группы |
847 |
1 |
33750 |
28,6 |
343 |
Инвалиды II группы |
11545 |
0,5 |
16875 |
194,8 |
2337,9 |
Инвалиды III группы |
4705 |
0,3 |
10125 |
47,6 |
571,7 |
Итого |
17097 |
|
|
271 |
3252,6 |
* Количество указано без учета получателей с сохранением размера выплаты.
2.2. Потребность в средствах на сохранение уровня выплаты ежемесячной денежной компенсации в целях недопущения уменьшения ее величины:
Категория получателей ежемесячной денежной компенсации |
Количество получателей с сохранением размера выплаты |
Сумма выплаты (рублей в месяц) |
Сумма расходов в расчете на один месяц (млн. рублей) |
Сумма расходов в расчете на один год (млн. рублей) |
Инвалиды 1 группы |
21 |
45340 |
1 |
11,4 |
Инвалиды 2 группы |
25 |
33750 |
0,8 |
10,1 |
Инвалиды 3 группы |
90 |
33750 |
3 |
36,5 |
Итого |
136 |
|
4,8 |
58 |
2.3. Итого потребность средств, необходимых для реализации законопроекта на плановый период, а также с учетом доли сотрудников, имеющих право на сохранение размера ежемесячной денежной компенсации в прежних (более высоких) размерах*:
Категория получателей ежемесячной денежной компенсации |
Количество |
Количество получателей с сохранением размера выплаты |
Количество получателей, выплата назначена по новым условиям |
Сумма выплаты (рублей в месяц) |
Сумма расходов в расчете на один месяц (млн. рублей) |
Сумма расходов в расчете на один год (млн. рублей) |
2015 г. индексация 5% с 01.10. 2015 (млн. рублей) |
2016 г. индексация 5% с 01.10. 2016 (млн. рублей) |
Инвалиды 1 группы |
868 |
|
847 |
33750 |
28,5 |
343 |
347,3 |
360,2 |
|
21 |
|
45340 |
0,9 |
11,4 |
11,6 |
12 |
|
Инвалиды 2 группы |
11570 |
|
11545 |
16875 |
194,8 |
2337,9 |
2367,1 |
2454,8 |
|
25 |
|
33750 |
843,8 |
10,1 |
10,3 |
10,6 |
|
Инвалиды 3 группы |
4795 |
|
4705 |
10125 |
47,6 |
571,7 |
578,8 |
600,2 |
|
90 |
|
33750 |
3 |
36,5 |
36,9 |
38,3 |
|
Итого |
17233 |
136 |
17097 |
|
275,8 |
3310,6 |
3351,9 |
3476,1 |
Примечание. 1. Прогнозный расчет доли сотрудников, которые воспользуются правом сохранить размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим механизмом, произведен по результатам мониторинга примерного числа таких сотрудников в субъектах Российской Федерации.
2. Сохраненный размер ежемесячной денежной компенсации учитывался исходя из 100 процентов утраты трудоспособности как инвалидам I группы, так и инвалидам II и III групп.
Согласно приведенным расчетам потребность средств, необходимых для реализации законопроекта составляет порядка 3,5 млрд. рублей в расчете на один год. Таким образом, законопроект будет реализован в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России на выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в действующих условиях, без привлечения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и порядке его применения" изменению подлежит приказ МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам" в части определения порядка и условий выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.