Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 624480-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона (далее - Законопроект) разработан с целью учёта в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) в полной мере особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций.
Так, положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 177 Федерального закона, предусматривающие трёхмесячный срок исполнения обязательств, после истечения которого юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, не учитывают особенности деятельности сельскохозяйственных организаций.
Отмеченные положения Федерального закона, как следует из их содержания, подлежат применению в любой период времени (будь то начало, середина или конец года). Сельскохозяйственные организации могут расплатиться со своими кредиторами зачастую только в определённые периоды времени, поскольку их деятельность зависит, прежде всего, от природных факторов и не всегда является прогнозируемой, а производственный цикл большинства сельскохозяйственных организаций составляет девять и более месяцев. Таким образом, они не могут расплатиться со своими кредиторами зачастую не в силу определённого умысла, а по не зависящим от них причинам. Следовательно, такая цель Федерального закона, как установление ответственности для недобросовестных неплательщиков, в отношении сельскохозяйственных организаций достигается далеко не всегда. В связи с этим Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 6 статьи 177 Федерального закона, согласно которому заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации, составляющие в совокупности не менее чем 500 тысяч рублей, не исполнены в течение девяти месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Учитывая, что в предлагаемый срок (девять месяцев) лишь незначительная часть удовлетворённых требований кредиторов, пройдя предусмотренные судебные инстанции, сможет дойти до этапа исполнительного производства, принятие указанной правовой нормы не приведёт к тому, что кредиторы вместо подачи заявления о банкротстве будут прибегать к исполнительному производству.
Отсутствие опыта работы у арбитражных управляющих в области сельского хозяйства, в том числе на руководящих должностях, не позволяет эффективно управлять предприятием, достигать желаемых результатов. Поэтому Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона статьёй 177.1, предъявляющей дополнительные требования к арбитражным управляющим в деле о банкротстве сельскохозяйственных организаций. Считаем, что данные требования в силу специфики деятельности любой сельскохозяйственной организации должны присутствовать именно в Законе, а не зависеть от субъективного мнения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкурсного кредитора, налогового органа или собрания кредиторов, приоритетной целью которых не является сохранение сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Кроме этого, участие временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих в большом количестве дел о банкротстве в отношении сельскохозяйственных организаций, удалённых друг от друга на значительном расстоянии, затрудняет эффективное управление этими предприятиями и зачастую не позволяет принимать своевременных и правильных решений. В связи с этим Законопроектом предлагается ограничить количество дел (в пределах двух дел), в которых участвуют одновременно арбитражные управляющие. Это ограничение не распространяется на конкурсных управляющих.
Предлагается новая редакция статьи 178 Федерального закона, которая предусматривает особенности введения в отношении должника - сельскохозяйственной организации процедуры финансового оздоровления при наличии ходатайства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального района, на территории которого зарегистрирована сельскохозяйственная организация, и предоставлении соответствующих государственных (муниципальных) гарантий.
Законопроект дополняет Федеральный закон новой статьёй 178.1, предусматривающей особенности проведения внешнего управления сельскохозяйственной организации. Так, предлагаемая норма предусматривает возложение обязанности на внешнего управляющего по направлению разработанного им плана внешнего управления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местную администрацию муниципального района, на территории которого зарегистрирована сельскохозяйственная организация, для возможности дачи заключения на него и последующего рассмотрения указанных заключений общим собранием кредиторов. Предлагаемое право участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального района в решении рассматриваемого вопроса предусмотрено статьёй 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Кроме того, проектируемой новой статьёй 178.1 устанавливается возможность перехода к процедуре финансового оздоровления при наличии ходатайства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального района, на территории которого зарегистрирована сельскохозяйственная организация, и предоставлении соответствующих государственных (муниципальных) гарантий.
Для согласования проектируемых статей 178, 178.1 в части возможностей перехода к процедуре финансового оздоровления со статьёй 75 Федерального закона ("Окончание наблюдения") Законопроектом предусмотрено внесение соответствующего изменения в пункт 1 данной статьи Федерального закона.
Статьёй 179 Федерального закона в действующей редакции предусмотрено преимущественное право приобретения имущества должника - сельскохозяйственной организации лишь в случае продажи этого имущества отдельными частями. Однако при таком подходе, как показывает практика, имущество, входящее в состав предприятия, в большинстве случаев выбывает безвозвратно из процесса по производству сельскохозяйственной продукции, работники сельскохозяйственных предприятий лишаются работы. Для расширения возможностей целевого использования имущественного комплекса Законопроектом предусматривается внесение изменения в указанную норму Федерального закона. Предлагается предоставить преимущественное право приобретения имущества должника - сельскохозяйственной организации лицам, перечисленным в пункте 2 статьи 179 Федерального закона, во всех случаях продажи этого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 179 Федерального закона, в том числе при продаже предприятия и производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.