Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 623170-6 "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Одним из актуальных вопросов в деятельности правоохранительных органов в настоящее время является определение размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, при принятии решения о квалификации совершенного противоправного деяния как преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) при расчете ущерба от незаконных рубок руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Постановлением установлено, что размер вреда исчисляется в соответствии с таксами и методиками. В качестве такс берется кратная стоимость объема незаконно срубленной древесины. В свою очередь, методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, установлено, что размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается от 2 до 10 раз в зависимости от категории защитности лесов, времени совершения правонарушения.
Например, в соответствии с методикой размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:
в 2 раза - если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;
в 3 раза - если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);
в 5 раз - если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;
в 2 раза - в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре - январе.
Ущерб, причиненный лесам, носит не только имущественный, но и экологический характер, а процесс восстановления (выращивания) лесов составляет более 100 лет. При определении такого ущерба в деньгах подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Таксы являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, т.е. полностью компенсирующих отрицательное воздействие на природу.
Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости, потому что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. В условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции, и в данном случае дерево рассматривается не только как древесина с установленной рыночной ценой, но и как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.
Очевидно, что увеличенный в соответствии с методикой размер ущерба в зависимости от категории защитности лесов, времени совершения правонарушения наиболее правильно отражает реальный размер причиненного ущерба с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, и, по нашему мнению, должен подлежать применению при определении размера незаконной рубки в целях привлечения к уголовной ответственности.
В то же время, в примечаниях к статьям 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что ущерб исчисляется в соответствии с таксами, установленными Правительством Российской Федерации, без ссылки на указанную методику. Как следствие, при определении размера ущерба для квалификации деяния как незаконной рубки правоохранительными органами не учитывается его кратность в соответствии с методикой исчисления размера вреда. Таким образом, в настоящее время правоохранительными органами квалификация преступлений по статьям 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации осуществляется без надлежащего учета степени их общественной опасности.
С целью исправления данной ситуации считаем необходимым внесение соответствующих изменений в примечания к статьям 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за собой изменения объема полномочий или компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления или выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Проект законодательной инициативы "О внесении изменения в статью 260 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об исчислении ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства), подготовленный Законодательным Собранием Вологодской области, был рассмотрен в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (проект законодательной инициативы N 6-33).
В заключении комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства было рекомендовано Законодательному Собранию Вологодской области дополнить законопроект положениями, вносящими изменения в статью 261 УК РФ, аналогичными изменениям в статью 260 УК РФ. Кроме того, комиссия Совета законодателей отметила, что незаконными рубками лесных насаждений наносится не только материальный, но и экологический ущерб, в связи с чем введение в расчет методик, утвержденных Правительством Российской Федерации, наиболее полно отражает реальный размер нанесенного вреда.
По итогам рассмотрения проекта законодательной инициативы в Совете законодателей Российской Федерации было принято решение рекомендовать доработать проект законодательной инициативы с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении комиссии Совета законодателей по проекту законодательной инициативы, и затем внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В предлагаемом проекте федерального закона рекомендации Совета законодателей Российской Федерации учтены в полном объеме.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.