Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 625207-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом предлагается освободить кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвигаемых политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, от необходимости сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в свою поддержку.
Статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и корреспондирующими ей положениями статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно быть поддержано путем представления в избирательную комиссию подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Так называемый "муниципальный фильтр", установленный для кандидата на указанную должность, имеет целью подтверждение поддержки выдвижения кандидата в соответствии с конкретными условиями развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации.
Для того, чтобы быть представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политическая партия должна получить на федеральных выборах необходимое число голосов избирателей, то есть она должна обладать достаточной поддержкой населения в субъектах Российской Федерации. Поэтому выглядит не вполне обоснованным положение, при котором кандидат, выдвигаемый политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, должен дополнительно собирать какие-либо подписи в поддержку своего выдвижения.
Необходимо отметить, что действующее законодательство допускает установление различных требований для кандидатов на одну и ту же должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Так, кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что "муниципальный фильтр" может быть использован как инструмент недобросовестной борьбы с политическими конкурентами путем создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов в условиях административного давления действующих глав субъектов Российской Федерации и (или) доминирующих в регионе политических партий на муниципальных депутатов и (или) глав муниципальных образований.
В этой связи имеет смысл обратиться к опыту избирательной кампании 2014 года по выбору глав субъектов Российской Федерации.
Отказ в регистрации на основании не прохождения "муниципального фильтра" кандидатам, выдвинутым Коммунистической партией Российской Федерации в Липецкой и Нижегородской областях, кандидату от политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге вызвал широкий общественный резонанс, породив волну недоверия населения к выборам.
Для справки:
поддержка КПРФ в Липецкой области:
- по итогам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04.12.2011 - 22,89% (2 место) - по итогам выборов депутатов Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва 04.12.2011 - 23,46% (2 место) поддержка КПРФ в Нижегородской области:
- по итогам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04.12.2011 - 28,5% (2 место) - по итогам выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области 13.03.2011 - 28,79% (2 место) поддержка политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге:
- по итогам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04.12.2011 - 23,7% (2 место) - по итогам выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва 04.12.2011 - 23,08% (2 место).
Примечательно, что поддержанные муниципальными депутатами (главами муниципальных образований) и зарегистрированные кандидаты от других менее известных и не представленных в законодательной власти политических партий, не суме пи набрать в указанных субъектах Российской Федерации по итогам голосования и 3%.
Освобождение кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвигаемых политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, от необходимости сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в свою поддержку будет способствовать развитию здоровой политической конкуренции в процессе формирования исполнительной власти в регионах.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не могут рассматриваться как ограничивающие избирательные права граждан и нарушающие равенство политических партий перед законом, поскольку, с одной стороны, прохождение политической партии в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации само по себе уже является достаточно жестким "фильтром", подтверждающим поддержку партии и выдвигаемых ею кандидатов гражданами России. С другой стороны, эти изменения приведут к расширению возможности участия в выборах глав субъектов Российской Федерации других кандидатов.
Проект настоящего закона направлен на совершенствование избирательного законодательства Российской Федерации, увеличение представительства и повышение уровня конкурентной борьбы в процессе формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов России и сохранения межнационального мира и согласия с учетом практики применения так называемого "муниципального фильтра".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.