Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 558199-6 "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы Н.Н. Гончаром
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В пункте 2 статьи 2 законопроекта "проект" определяется как совокупность мероприятий, направленных на реализацию целей деятельности Международного медицинского кластера, что требует соотнесения с положениями части 2 статьи 9 законопроекта, из содержания которых следует, что проекты представляются в управляющую компанию и реализуются конкретными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, именуемыми участниками проекта. Вместе с тем отмечаем, что из содержания проекта не следует, что участник проекта должен реализовывать предложенный им проект только совместно с иными участниками проекта, а поскольку он может делать это самостоятельно, нуждается в дополнительном обсуждении возможность применения к нему словосочетания "участник проекта", предполагающего соучастие в проекте и иных лиц.
В различных положениях законопроекта используются понятия "участники проекта", "лица, участвующие в проекте", "участники Международного медицинского кластера", "юридические лица, участвующие в реализации проекта", в связи с чем необходимо уточнить различия в правовом статусе таких лиц (см. часть 9 статьи 9, часть 2 статьи 12, часть 1 статьи 13 законопроекта).
В пункте 6 статьи 2 законопроекта "управляющая компания" определяется как российское юридическое лицо, создаваемое высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в организационно-правовой форме фонда, что требует согласования с положениями пункта 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми фонд учреждается гражданами и (или) юридическими лицами.
Согласно части 2 статьи 3 законопроекта "официальными языками на территории Международного медицинского кластера являются русский и английский языки". Поскольку законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения понятия "официальный язык", а в ряде федеральных законов ("О некоммерческих организациях", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях") используется понятие "государственный (официальный) язык", обращаем внимание, что в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык", а в соответствии с Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации" (статья 3) "государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; в наименованиях организаций всех форм собственности; во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений".
Положения части 3 статьи 4 и части 2 статьи 5 законопроекта требуют соотнесения с положениями пункта 2 статьи 123.17, пункта 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими формирование в фонде попечительского совета фонда для осуществления надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
В пункте 2 части 2 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что управляющая организация "содействует реализации проектов развития Международного медицинского кластера, выполняемых совместно двумя и более участниками проекта", в связи с чем необходимо уточнить, что понимается под указанными проектами развития и в чем заключается упомянутое содействие управляющей компании.
В пункте 5 части 4 статьи 5 законопроекта следует уточнить, что понимается под "документами, необходимыми для осуществления функций наблюдательного совета". В пункте 9 данной части следует указать, что к компетенции наблюдательного совета управляющей компании относится также осуществление полномочий, предусмотренных иными федеральными законами (см. статью 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", часть 1 статьи 4 законопроекта).
Поскольку решение о наделении лица, претендующего на получение статуса участника проекта, статусом участника проекта принимается наблюдательным советом управляющей организации, экспертиза проектов осуществляется экспертным советом, а полномочия по организации подготовки материалов для осуществления наблюдательным советом своих полномочий и по решению иных вопросов, связанных с обеспечением деятельности наблюдательного совета, экспертного совета, иных консультативно-совещательных органов управляющей компании возложены на генерального директора (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 6 части 3 статьи 7, часть 5 статьи 9 законопроекта), в пункте 1 части 6 статьи 6 законопроекта необходимо уточнить, что понимается под организацией правлением управляющей организации рассмотрения управляющей компанией заявлений и иных документов, представленных лицами, претендующими на получение статуса участника проекта, установления соответствия разрешительной документации и иных документов, представленных указанными лицами, целям деятельности Международного медицинского кластера и заявленным ими видам деятельности на территории Международного медицинского кластера.
Положение части 2 статьи 7 законопроекта требует соотнесения с положениями пунктов 1 и 2 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым избрание генерального директора и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда.
В части 3 статьи 8 законопроекта нуждаются в уточнении критерии, по которым будут определять "высокую квалификацию" и "безупречную репутацию" лиц, входящих в экспертный совет. Кроме того, по нашему мнению, необходимо уточнить, о стаже по какой специальности идет речь в указанной части статьи 8 законопроекта.
Применительно к положениям части 4 статьи 8 и части 5 статьи 9 законопроекта необходимо уточнить, что является предметом проводимой экспертным советом экспертизы проектов, каковы могут быть выводы экспертного совета по итогам ее проведения и какую юридическую силу имеют такие выводы для наблюдательного совета, принимающего решение по результатам рассмотрения обращения лица, претендующего на получение статуса участника проекта.
Представляется неясным содержание части 5 статьи 8 законопроекта, согласно которой "экспертный совет вправе представлять в наблюдательный совет предложения по формированию и внесению изменений в реестр иностранных организаций - участников проекта, осуществляющих медицинскую деятельность, образовательную или научную деятельность в сфере медицины", поскольку основанием для включения в указанный реестр или исключения из него информации об иностранной организации является исключительно факт приобретения или утраты такой организацией статуса участника проекта.
В пункте 5 части 2 статьи 9 законопроекта необходимо уточнить, что понимается под "документами на лекарственные препараты, медицинские изделия", "разрешительной документацией на лекарственные препараты, медицинские изделия и медицинские технологии, выданной уполномоченными органами и организациями иностранного государства". При этом положения данного пункта об использовании на территории Международного медицинского кластера лекарственных препаратов, медицинских изделий и медицинских технологий по разрешительной документации на лекарственные препараты, медицинские изделия и медицинские технологии, выданной уполномоченными органами и организациями иностранного государства, следует соотнести с положениями Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", в которых для целей ввоза в Российскую Федерацию и введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных средств предусмотрена необходимость получения соответствующих документов, выданных уполномоченными органами Российской Федерации (см., например, статьи 13, 27, главу 9 данного Федерального закона).
Аналогичное замечание относится к положению части 2 статьи 12 законопроекта, учитывая положения статьи 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", согласно которой лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем не ясно, почему в данном положении говорится о возможности использования участниками Международного медицинского кластера только медицинских изделий и медицинских препаратов, "применяемых в стране регистрации", поскольку этим, как представляется, исключается возможность использования и апробации новых (инновационных) медицинских изделий и медицинских препаратов, разработанных участником проекта.
В части 4 статьи 9 законопроекта, по нашему мнению, необходимо указать срок, в течение которого управляющая компания рассматривает заявления и иные документы, представленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, претендующими на получение статуса участника проекта.
Положение части 6 статьи 9 законопроекта о том, что решение о досрочном расторжении соглашения с участником проекта принимается в порядке, утвержденном наблюдательным советом, требует согласования с положением части 1 данной статьи, согласно которому такой порядок устанавливается им по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. При этом в первом предложении данной части полагаем целесообразным указать также и такой случай реорганизации, как присоединение к участнику проекта другого лица.
В пункте 1 части 7 статьи 9 законопроекта требует уточнения порядок применения такого основания для досрочного расторжения управляющей организацией соглашения с участником проекта, как "несоблюдение участником проекта требований настоящего Федерального закона", учитывая также наличие пункта 3 данной части, предусматривающего в качестве основания для досрочного расторжения указанного соглашения "осуществление участником проекта деятельности, не соответствующей целям деятельности Международного медицинского кластера, противоречащей целям проекта или требованиям настоящего Федерального закона".
В статье 10 законопроекта предусматривается ведение управляющей компанией реестра иностранных организаций - участников проекта, осуществляющих медицинскую деятельность либо образовательную или научную деятельность в сфере медицины, в связи с чем неясно, почему не упоминается необходимость ведения реестра также в отношении всех остальных участников проекта (российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иностранных индивидуальных предпринимателей) (см. пункт 5 статьи 2 законопроекта).
В части 2 статьи 11 законопроекта содержится указание о признании на территории Международного медицинского кластера документов об образовании и допуске к профессиональной деятельности, выданных уполномоченными органами и организациями иностранного государства иностранным гражданам - специалистам, привлекаемым участниками проекта для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта. Необходимо уточнить, что следует понимать под "документами об образовании и допуске к профессиональной деятельности, выданными...". При этом данное положение законопроекта необходимо соотнести с положениями статьи 107 Федерального закона "Об образовании", предусматривающими порядок признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Кроме того, поскольку под "признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации" в соответствии с указанной статьей 107 понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации с предоставлением обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, необходимо определить порядок подтверждения уровня полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в предусмотренных законопроектом случаях (т.е. какому уровню образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, они соответствуют). Также отмечаем, что содержание части 2 статьи 11 законопроекта не соответствует заявленному наименованию данной статьи.
Применяемый в части 2 статьи 12 законопроекта термин "в установленном порядке" необходимо уточнить с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой неопределенность такого правового содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П).
В положениях части 1 статьи 13, части 2 статьи 14, части 2 статьи 15 законопроекта полагаем необходимым говорить не только о юридических лицах, но и об индивидуальных предпринимателях.
В частях 1 и 2 статьи 14 законопроекта следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" положения стандартов и сводов правил не являются обязательными к применению (применяются в добровольном порядке). При этом в части 2 данной статьи требует уточнения используемая формулировка "технические регламенты или требования, содержащиеся в технических регламентах или документах иностранных государств".
Полагаем необходимым уточнить используемое в части 3 статьи 14 законопроекта условное наименование "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства", исходя из утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 структуры федеральных органов исполнительной власти и распределенных функций между федеральными органами исполнительной власти в соответствии со статьями 12, 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Положение пункта 1 части 4 статьи 16 законопроекта, предусматривающее особенности регулирования вопросов технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (см. часть 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 5 статьи 16 законопроекта следует учесть, что подготовка проекта планировки территории Международного медицинского кластера осуществляется не иностранной организацией, включенной в реестр иностранных организаций - участников проекта, а управляющей компанией.
В статье 17 законопроекта следует учесть, что предлагаемым федеральным законом особенности утверждения требований пожарной безопасности, а также особенности применения требований пожарной безопасности, не являющихся требованиями технических регламентов, не устанавливаются. Аналогичное замечание относится к положению статьи 18 законопроекта.
В законопроекте используется термин "лекарственные препараты", который требует уточнения в связи с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", в котором упоминаются лекарственные препараты для медицинского применения и лекарственные препараты для ветеринарного применения. Положения пункта 3 части 2 статьи 4 законопроекта в части использования понятий "подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка" следует привести в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (см., например, статью 196) и нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (см., например, статью 76). Полагаем необходимым заменить слова "подготовка, переподготовка, повышение квалификации" словами "подготовка и дополнительное профессиональное образование".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.