Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 558199-6 "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 558199-6 "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Н.Н. Гончаром, и отмечает.
Законопроект предусматривает создание и обеспечение функционирования Международного медицинского кластера в целях развития медицины, привлечения передовых медицинских технологий и оказания в Российской Федерации высококачественной медицинской помощи.
Кластер предлагается создать на специально отведенной территории в пределах города Москвы, установив в отношении проекта упрощенные требования и особые условия его реализации.
На территорию кластера планируется привлекать российских и иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лечебную, образовательную, научную деятельность, обеспечив их необходимой инфраструктурой и комплексом услуг. Статус участника проекта приобретается на 10 лет, за исключением случаев досрочного расторжения соглашения.
Обеспечение функционирования кластера предлагается возложить на управляющую компанию, создаваемую Правительством Москвы. Финансовое обеспечение деятельности управляющей компании предусматривается за счет средств бюджета города Москвы, собственных средств управляющей компании и иных источников.
Для реализации заявленных целей на территории кластера предлагается установить специальный правовой режим, содержащий исключения из ряда норм законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья, градостроительной деятельности, лицензирования, технического регулирования, правового положения иностранных граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной безопасности. Подобные изъятия применены в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково".
На территории кластера предлагается:
считать официальными языками русский и английский,
допустить использование препаратов, зарегистрированных как в Российской Федерации, так и в иностранном государстве,
приравнять участников проекта, осуществляющих медицинскую деятельность, к медицинским организациям, получившим лицензии в Российской Федерации,
признавать разрешительную документацию и документы об образовании специалистов, выданные иностранными государствами,
применять в отношении продукции и производственных процессов, наравне с российскими, требования и технические регламенты иностранных государств, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы иностранных государств,
разрешить Правительству Москвы устанавливать особенности технологического присоединения к электрическим сетям, сетям тепло-, газо- и водоснабжения и определения платы за подключение.
Безусловно, законопроект направлен на стимулирование инноваций, коммерциализацию разработок на территории Российской Федерации и расширение доступа российских граждан к высокотехнологичной медицинской помощи.
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд замечаний.
В тексте законопроект и в сопроводительных документах отсутствует информация о сроках реализации проекта, вопросах строительства и собственности объектов инфраструктуры, результатах, в том числе финансовых, реализации проекта, а также о согласовании с правительством Москвы вопросов финансового обеспечения проекта.
Слишком подробно для норм федерального закона отражены особенности управления кластером, вместе с тем неясно, кому и на каких условиях будет предоставляться медицинская помощь, и кто будет нести ответственность за применяемые методы лечения.
Аналогичное замечание относится к введению в оборот на территории Российской Федерации и последствиям применения иностранных лекарственных средств, используемых на территории кластера.
В законопроекте также не учтены требования Федерального закона "Об образовании" о необходимости подтверждения уровня образования и квалификации привлекаемых иностранных специалистов, тем более что их трудовая деятельность связана с жизнью и здоровьем граждан.
К тексту законопроекта имеются также замечания юридического характера, которые необходимо учесть при доработке ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству считает возможным поддержать концепцию законопроекта и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом существенной доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.