Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 630504-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Обоснование необходимости разработки законопроекта
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает корректировку отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации".
Проект федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и направлен на определение правовых основ регулирования отношений, возникающих при разработке, утверждении и применении документов по стандартизации, установление организационных основ стандартизации, прав и обязанностей участников указанных отношений и обеспечение единой государственной политики в сфере стандартизации.
Законопроект разработан в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Комплексного межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренного на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 19 декабря 2012 г. (протокол N 5 от 19 декабря 2012 г.).
Целями законопроекта являются разделение сфер регулирования федеральных законов "О техническом регулировании" и "О стандартизации в Российской Федерации", а также приведение норм некоторых федеральных законов, касающихся деятельности по стандартизации, в соответствие с нормами проекта федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации".
Указанные цели достигаются без изменения общей концепции федеральных законов. При этом вносимые изменения будут способствовать повышению эффективности их реализации.
Содержание законопроекта
Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения наименований документов по стандартизации и функций федеральных органов исполнительной власти в сфере стандартизации, а также применения законодательства о стандартизации в сферах деятельности, определенных данными законодательными актами.
1. В Законе Российской Федерации "О недрах" уточнены функции федерального органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в части организации (в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации) разработки стандартов в области пользования недрами и их охраны. Одновременно в указанный законодательный акт вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации в сфере регулирования данного закона (статьи 12, 22, 24, 35, 37, 38 и 50).
2. В федеральных законах "О государственном материальном резерве", "О безопасности дорожного движения", "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "Об обязательном экземпляре документов", "О соглашениях о разделе продукции", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О гидрометеорологической службе", "О связи", "О ветеринарии", "О животноводстве" вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации в сфере регулирования указанных законодательных актов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "О животноводстве" имеется в виду "О племенном животноводстве"
3. В Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации в сфере регулирования данного закона (статья 23), а также уточняются наименования документов национальной системы стандартизации (статьи 20 и 40). Аналогичные изменения вносятся в статьи 6 и 28 Федерального закона "Об оружии", в статью 7 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" дополнен статьей 19.1.
4. В Федеральный закон "О техническом регулировании" вносится ряд изменений, обеспечивающих разделение сферы действия указанного закона (связанной с установлением и выполнением обязательных требований безопасности) и нового федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации", сфера действия которого значительно шире, но при этом не затрагивает вопросов технического регулирования.
В этих целях из Федерального закона "О техническом регулировании" исключены положения по разработке и применению документов по стандартизации, в том числе относящихся к знаку соответствия национальному стандарту (статья 22), к информации о документах по стандартизации (статья 43), а также к порядку финансированию работ по стандартизации (статья 45). Вносятся изменения в статью 2, определяющую основные понятия.
Из главы 3 Федерального закона "О техническом регулировании" исключаются статьи, устанавливающие виды документов в области стандартизации, полномочия национального органа по стандартизации, технических комитетов по стандартизации, порядок (правила) разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций.
Уточняются цели и принципы, отвечающие задаче создания и применения технических регламентов. При этом следует отметить, что согласно проекту федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (абзац второй части 1 статьи 5), применение документов по стандартизации для целей обеспечения выполнения требований технических регламентов определяется законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования. Поэтому нормы, связанные с применением стандартов в целях реализации технических регламентов сохранены в Федеральном законе "О техническом регулировании". В связи с этим в законопроекте скорректированы положения статей 11 и 12 Федерального закона "О техническом регулировании", что позволяет корректно разделить сферы регулирования указанных законов.
5. В федеральные законы "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вносятся изменения, обеспечивающие применение законодательства о стандартизации при описании объекта закупки.
Место будущего закона в системе действующего законодательства
Законопроект в соответствии с классификатором нормативных правовых актов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511, относится к отрасли законодательства под рубрикой 020.000.000, то есть к основам государственного управления.
Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации данного закона
Принятие данного законопроекта обеспечит реализацию федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" и не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Реализация норм Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт, срок внесения в Правительство Российской Федерации - июнь 2015 г.) в части корректировки норм о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в связи с созданием (в рамках данного федерального закона) отдельного федерального информационного фонда стандартов;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" (Минпромторг России (головной исполнитель), Росстандарт и Минстрой России, срок внесения в Правительство Российской Федерации - июнь 2015 г.) в части корректировки положений, которые регулируют отношения, связанные с разработкой и утверждением сводов правил в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.